Не поделили пятницу

«М.видео» пытается лишить организатора российской «черной пятницы» прав на товарный знак Black friday/ М. Стулов/ Ведомости

Крупнейший российский продавец бытовой техники и электроники «М.видео» пытается добиться отмены регистрации товарного знака Black friday на организатора одноименных распродаж в интернете. Такое заявление от операционного подразделения ритейлера – ООО «М.видео менеджмент» – подано в Суд по интеллектуальным правам. Заявление принято к производству, сказано в материалах картотеки арбитражных дел. Предварительные слушания назначены на 18 апреля.

Ритейлер хочет, чтобы суд признал незаконным решение Роспатента от конца 2015 г. Тогда товарный знак Black friday был зарегистрирован на ООО «Блэк фрайдэй» в отношении услуг 35-го класса Международной классификации товаров и услуг (рекламные агентства, маркетинг, демонстрация товаров и т. д.).

ООО «Блэк фрайдэй» создано в 2013 г. для организации масштабной распродажи в рунете по аналогии с распродажами в США, проходящими после Дня благодарения. В последней акции участвовало несколько сотен ритейлеров в России, в том числе сама «М.видео». Основные владельцы фирмы – отвечавший ранее за маркетинг и рекламу в интернет-ритейлере E5.ru Георгий Левин и экс-гендиректор сервиса онлайн-заказа такси Владимир Ким (сейчас он гендиректор «Блэк фрайдэй»).

Тогда же, в 2013 г., фирма «Блэк фрайдэй» подала заявку на регистрацию товарного знака, отметив в заявлении, что наименование является «фантазийным и семантически нейтральным для заявленного перечня услуг». Однако зарегистрировать смогла его лишь к концу прошлого года: патентное ведомство отказывало «Блэк фрайдэй». Как говорится в материалах Роспатента, среди доводов против регистрации – «черная пятница» – общепринятый термин во многих странах, а обычай таких распродаж появился еще в XIX в. Кроме того, в аналогичной российской акции «участвует большое количество производителей товаров и торговых предприятий – и каждый из них имеет право использовать данное обозначение при продвижении товаров».

В России термин известен лишь ограниченному кругу людей, настаивала «Блэк фрайдэй», а сама фирма первой провела такую распродажу в стране. После отказов Роспатента фирма обратилась с возражением, в конце 2015 г. коллегия Палаты по патентным спорам согласилась с ее доводами и постановила зарегистрировать товарный знак.

Как заявил гендиректор «Блэк фрайдэй» Владимир Ким «Ведомостям», ему пока не известно о причинах иска от структуры «М.видео». Ранее никаких претензий со стороны «Блэк фрайдэй» к «М.видео» по поводу использования в рекламе словосочетания Black friday не было, сказал Ким.

«М.видео» обратилась в суд за отменой решения Роспатента из-за опасений, что «регистрация общеупотребительного на рынке розничной торговли термина в качестве товарного знака, принадлежащего одной конкретной компании, может привести к неприятным последствиям», объясняет представитель ритейлера Ольга Кобзарева. Например, к ограничению на использование данного термина другими участниками рынка, добавляет она.

«М.видео» подавала собственную заявку о регистрации этого товарного знака, но Роспатент отказал компании, рассказала Кобзарева. «Отказ полностью нас удовлетворил – Роспатент подтвердил возможность беспрепятственного использования товарного знака», – поясняет она. Однако после этого стало известно о регистрации Роспатентом товарного знака Black friday за компанией «Блэк фрайдэй», добавляет она.

Регистрация по части приведенных в документе видов услуг нарушает права всех участников рынка: использовать обозначение Black friday вправе все производители и торговые предприятия при продвижении товаров, считает представитель «М.видео».

«Если права на использование товарного знака сохранятся за агрегатором [«Блэк фрайдэй»], другим ритейлерам использовать это словосочетание, например, для акций и рекламных кампаний не удастся, поскольку это будет прямым нарушением закона», – считает руководитель практики разрешения споров компании «Горизонт капитал» Василий Ицков.

Но, с другой стороны, использовать в рекламе словосочетание «черная пятница» на русском языке не запрещено, указывает старший юрист адвокатского бюро А2 Мария Сидорова. «Более того, российскому потребителю более понятно значение словосочетания именно на русском языке, нежели Black friday, известное в США, – рассуждает она. – Поэтому говорить о наличии каких-либо рисков, вызванных регистрацией такого товарного знака, в условиях российской конкурентной среды, на мой взгляд, неоправданно».