Продавцы мечтают о росте цен

Продукты питания могут опять подорожать/ Д. Абрамов/ Ведомости

Российские розничные продавцы готовятся к новому ускорению роста цен, показал обзор тенденций в розничной торговле Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ. Оценки экспертов ВШЭ основаны на результатах опросов около 4000 руководителей торговых организаций из 82 субъектов России, проводимых ежеквартально Росстатом.

Если в 2015 г. продавцы пытались в ручном режиме регулировать цены, то в I квартале 2016 г. этот подход, «похоже, себя исчерпал», сказано в исследовании ВШЭ. Данные опросов на протяжении года не фиксировали роста текущей и ожидаемой инфляционной составляющей.

По итогам I квартала 2016 г. все большая часть торговцев констатирует: инфляция начинает ускоряться и продолжит разгон. По подсчетам экономистов, о повышении розничных цен сообщили уже 55% респондентов против 49% в IV квартале 2015 г. Хотя официальная статистика пока не фиксировала ускорения инфляции (см. врез).

Экономисты ВШЭ оговариваются: пока трудно однозначно сказать, почему прервался антиинфляционный настрой торговцев. Это могут быть как попытки сохранить рентабельность при падении оборота за счет роста цен, так и начало нового ценового ралли, говорится в обзоре ВШЭ. «Скорее всего, это первый сценарий», – предполагают экономисты. Сейчас нет «убедительных макроэкономических причин» для более активного роста цен на продовольственные и тем более непродовольственные товары, поясняют они.

Не так быстро

C 22 по 28 марта 2016 г. потребительские цены в России выросли на 0,1%, с начала марта – на 0,5%, с начала года – на 2,1%, по данным Росстата. Это намного медленнее, чем год назад: в марте 2015 г. инфляция составляла за месяц 1,2%, с начала года – 7,4%.

«Период борьбы за покупателя, когда ритейлеры использовали разнообразные инструменты для сдерживания цен и привлечения клиентов, позади», – считает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович (его слова приводятся в обзоре). Руководителей розничных сетей «уже не особо заботит реакция потребителя на ценовые изменения», констатировал он.

В первую очередь это относится к малой и частично средней продовольственной торговле, поясняет Остапкович: они, как правило, ориентированы на низко- и среднедоходное население. У крупных ритейлеров, по его словам, больший простор для маневров.

Таким образом, результаты обзора ВШЭ касаются ситуации в большей части российской розницы: на крупнейшие федеральные сети приходится лишь 28% российской торговли продовольственными товарами на начало 2016 г. (данные Euromonitor и годового отчета X5 Retail Group). Еще 38% – региональная розница (дискаунтеры, супермаркеты и т. п.), остальные 34% – традиционная торговля.

«Я, напротив, ожидаю замедления инфляции и даже намека на дефляцию», – возражает председатель координационного совета Союза независимых сетей России Олег Пономарев (возглавляет калининградскую сеть «Семья»). Покупательная способность настолько драматично падает – возможности сильно повышать цены нет, объясняет он. Кроме того, скоро лето и сезонное замедление роста цен на овощи и фрукты, «а это 10–14% нашего оборота», говорит Пономарев.

Один из факторов инфляции – курс рубля, который в последнее время перестал ослабевать, отмечает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева.

Вероятно, такие ожидания продавцов связаны с тем, что ситуация на финансовом рынке для небольших игроков остается сложной – ставки высоки и доступ к кредитным ресурсам ограничен, предполагает Колупаева: «Для них один из способов поддерживать финансовую стабильность – пытаться повышать цены». Но если небольшие ритейлеры начнут повышать цены, это станет подспорьем для их более крупных конкурентов, которые могут продолжать гибко управлять ценой, в итоге небольшие игроки будут терять долю рынка, говорит аналитик.

Крупнейшие ритейлеры действительно активно инвестируют в промоакции и скидки. Второй по обороту ритейлер в России – X5 (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») – отмечает в годовом отчете, что наращивает количество промопредложений и расширяет ассортимент товаров по минимальным ценам. У другого ритейлера – «Ленты» – из-за «инвестиций в цену» (т. е. снижения цен на полке для привлечения потребителей) и других промоакций, направленных на поддержание покупательского спроса, валовая рентабельность за 2015 г. немного сократилась – на 0,2 процентного пункта до 22,3%, сообщала компания.