Fazer потратился на хлеб

Издержки хлебопеков в прошлом году заметно выросли/ А. Махонин/ Ведомости

Продажи Fazer (выпускает хлебобулочные и кондитерские изделия Fazer и «Хлебный дом») в России за 2015 г. снизились на 19,2% до 189 млн евро, следует из годового отчета компании. Концерн доволен продажами в местной валюте, но в переводе в евро идет неизбежное снижение, приводятся в сообщении слова президента Fazer Кристофа Вицтума. Риски, связанные с Россией, сохраняются, в том числе последствия санкций и ослабленного рубля, добавляет он.

Общие продажи Fazer в прошлом году снизились на 4% до 1,57 млрд евро, операционная прибыль выросла на 4% до 44,9 млн евро. Если проводить измерения в сопоставимых валютных курсах, выручка от реализации выросла, сказано на сайте компании. На российское подразделение пришлось 14% от общих продаж концерна, что на 2 п. п. меньше, чем в 2014 г.

В 2014 г. падение российских продаж у Fazer в евро составило около 11,1%, но продажи в рублях увеличились на 11% до 15,6 млрд руб. Сильнее всего на них сказалось падение потребления хлеба. По данным концерна, в 2014 г. цены на зерно выросли на 80%. Цены на сырье остаются на высоком уровне, отмечает Fazer в отчете за 2015 г. Основной конкурент Fazer в Петербурге – ОАО «Каравай» – увеличил выручку в 2015 г. на 15% до 8,6 млрд руб., прибыль уменьшилась на 35% до 97,8 млн руб., следует из его отчетности по РСБУ. В 2014 г. «Каравай» оценивал свою долю на петербургском рынке в 32%, группа компаний «Дарница» – в 15%, доля Fazer уменьшилась с 37 до 36%.

У Fazer три производственные площадки в Петербурге и одна – в Москве. Долгосрочная стратегия Fazer – продолжать инвестиции в Россию, следует из отчета. В прошлом году Fazer представил проект нового завода по производству замороженных и свежих хлебобулочных изделий в Петербурге. До 2025 г. он потратит на проект 14,4 млрд руб. Цены на хлеб и хлебобулочные изделия поднимаются крайне несвоевременно, торговые сети пересматривают цены по 3–4 месяца, а это сказывается на маржинальности хлебопеков, говорит исполнительный директор ассоциации «Хлебопеки Санкт-Петербурга» Александр Зорин. Хлебопеки за свой счет сдерживают рост цен на продукты, в 2015 г. издержки производителей выросли, по его словам, «чуть больше официальной инфляции».

Торговые сети шли на уступки производителям хлеба, потому что все понимали, какой был рост издержек из-за девальвации рубля и других факторов, говорит топ-менеджер федерального ритейлера. Но в этом году пока не было таких серьезных причин для повышения цен, считает он.

Производители используют импортную упаковку, а новые требования к ней существенно увеличили себестоимость продуктов, приводит пример Зорин. В стоимостном выражении рынок мог существенно сократиться, но в натуральном выражении не может быть серьезного падения, объясняет Зорин. В кризис малоимущие предпочитают хлеб как наиболее дешевый продукт, но социальные сорта убыточны, добавляет он.