Выторгованный компромисс

Ритейлеры ждут удручающих последствий от правок закона о торговле/ А. Гордеев/ Ведомости

Правительство согласилось ограничить размер ретробонусов для торговых сетей 5%, заявил вчера вице-премьер Аркадий Дворкович на совещании у президента России Владимира Путина. Сейчас размер ретробонуса ограничен законом о торговле на уровне 10%, группа депутатов во главе с Ириной Яровой в последние несколько лет добивается снижения этой цифры до 3%.

Ретробонусы – вознаграждение, которое платят ритейлерам поставщики товаров за их продвижение и оборот, – были основным камнем преткновения в дискуссиях чиновников, поставщиков и ритейлеров.

5% – это компромиссное решение, которое в конце 2015 г. предложило Министерство промышленности и торговли по поручению Дворковича. Как говорил тогда «Ведомостям» замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов, не более 5% от стоимости договора без учета НДС и акцизов – это сумма, на которую ритейлеры смогут дальше оказывать услуги по продвижению товаров поставщикам.

Законопроект, внесенный депутатами, был принят в первом чтении в мае 2015 г. Второе чтение было включено в примерную программу Госдумы на апрель 2016 г.

Путину сообщили

Владимир Путин, президент России
«<...> Я вижу, что идут явные проволочки: с одной стороны, действуют лоббисты торговых сетей – ясно, в лице Министерства по торговле <...> с другой стороны, Министерство сельского хозяйства должно лоббировать интересы сельхозпроизводителей. <...> Нужно понять и определить справедливую цену так называемого бонуса за место на полке. Есть разные предложения: от нуля до достаточно большой величины. Насколько я представляю, мне говорили, что найден компромисс где‑то в районе <...> 5% от стоимости товара». Во время прямой линии 14 апреля 2016 г.

«Правительство подготовило поправки к данному закону и сегодня направило их в Государственную думу. Поправки полностью согласованы», – отчитался вчера Дворкович перед президентом (цитата по kremlin.ru).

Профильный комитет Госдумы по экономической политике после получения правительственных поправок изучит их, после этого станет ясно, когда может состояться второе чтение законопроекта, сказал представитель комитета.

В поправках правительства предложено не только вдвое снизить ретробонусы, но и четко прописать, за какие именно услуги ритейлеры смогут получать бонусы от поставщиков, рассказал Дворкович: «чтобы не завуалировали какими‑то другими названиями эти услуги, оказываемые поставщикам». Среди разрешенных – «услуги по продвижению товаров, постановке товаров на полку, так называемая плата за полку, услуги по обработке, подготовке, упаковке товаров и другие подобные услуги», пояснил чиновник.

Сами ритейлеры не считают 5% ретробонусов компромиссом, заявил представитель Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет всех лидеров ритейла в России). «В границах 5% сохраняется ограничение совокупного вознаграждения не только за дополнительный объем, но за оказание возмездных услуг (логистики, упаковки, продвижения), что не связано с ретробонусом, не привязано к числу продаваемого товара», – пояснил представитель АКОРТ.

Для ритейлеров ускорение в работе над поправками в закон о торговле после того, как неделю назад этот вопрос возник в ходе прямой линии с президентом страны, стало неожиданностью, говорит сотрудник крупного поставщика продовольственной продукции (подробнее см. врез). «Для ритейла они неожиданные, а для многих производителей и потребителей изменения закона о торговле будут удручающими», – считает президент АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев. Покупательная способность в стране снижается, обороты розницы сокращаются, последствия будут негативны для всех участников рынка, опасается он.

Расходы поставщиков, не имеющих собственной логистики, вырастут до 20%, мелкие и средние поставщики не смогут обеспечивать доставку в крупные сети (более сотни магазинов), добавил представитель АКОРТ. «Ассортимент товаров резко сократится, товары, не поддержанные собственными рекламными бюджетами производителей, лишатся возможности продвижения и, как следствие, не будут востребованы. Для развития сетей последствия могут выражаться в снижении темпов строительства складов в регионах, около 50 субъектов страны могут остаться без запланированных строек крупных ритейлеров в 2017–2018 гг.», – опасается он.

Не до конца устраивают предложенные 5% и самих поставщиков. «Порог в 5% все равно не вылечит проблему полностью: если торговая сеть принципиально не хочет проводить реальные и нужные поставщику промомероприятия, то теперь ее сборы за фиктивный маркетинг просто снизятся до 5% от оборота», – рассуждает Дмитрий Леонов, заместитель председателя правления ассоциации «Руспродсоюз».

Если считать, что взаимоотношения на рынке между игроками являются равновесным состоянием, то изменения закона, скорее всего, приведут лишь к тому, что выпадающая доходность ритейлеров будет компенсирована другими, не попавшими под регулирование законами, условиями контрактов с поставщиками, отмечает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева.

«Наша позиция: поощрение торговли поставщиком должно происходить через более низкую цену поставки, через скидки, а не через ретробонусы», – заявил руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Это поможет и отрасли, и государству понимать реальные цены поставки и наценки на товары. «Если сети отойдут от практики лжемаркетинга, то затраты на него вполне могут умещаться в 1–2% от оборота. И он может осуществляться в рамках отдельного договора», – полагает Юшин.

Опрошенные «Ведомостями» ритейлеры переадресовали вопросы к АКОРТ. Минпромторг не ответил на запрос.