Extra Jus: Предпринимательские грабли 2.0

Цифра в 200 000 дел против предпринимателей, которой все с удовольствием оперируют после прошлогоднего послания президента Федеральному собранию, не соответствует действительности/ Д. Абрамов / Ведомости

Весна 2016 г. проходит под знаком новой попытки провести либерализацию уголовного права для предпринимателей. Сложные взаимоотношения силовых структур и предпринимателей стали темой выступления президента, появилась специальная рабочая группа в администрации президента, на пороге первые изменения законодательства. Предприниматели в очередной раз начали битву за смягчение своей участи, оперируя цифрами официальной статистики и предпосылкой «можно смягчить уголовный закон для предпринимателей». Эти исходные позиции, к сожалению, неверные.

Цифра в 200 000 дел против предпринимателей, которой все с удовольствием оперируют после прошлогоднего послания президента Федеральному собранию, не соответствует действительности. Ни в 2014-м, ни в 2015 г. столько не было. В 2015 г. в России зарегистрировано 111 244 преступления экономической направленности, из них 29 789 – в сфере экономической деятельности (и 6908 преступлений, дошедших до суда). И это не только преступления из гл. 22 УК РФ (преступления в сфере экономической деятельности). В реальности это преступления, которые сами правоохранители отметили как преступления «экономической или налоговой направленности». Сотня тысяч «экономических» преступлений складывается из разных экономических, должностных и служебных: так, директор школы, устраивающий на работу «мертвые души», или преподаватель, проставляющий сдачу зачета за взятку, также попадают в эту статистику (см. таблицу на сайте).

Итак, 200 000 преступлений предпринимателей у нас нет, но около сотни тысяч преступлений, которые потенциально совершили экономически активные граждане, а не безработные, имеется.

Именно экономически активные граждане были одними из главных выгодоприобретателей прошлой «либерализации» на судебной стадии. При этом в 2010–2013 гг. положение предпринимателей в среднем улучшилось в части осуждения (вероятность снизилась на 24%), а также в части применения реального лишения свободы (ниже на 27%) и его сроков (сократились на 23%), но схожие изменения в практике вынесения решений по уголовным делам коснулись и других экономически активных немаргинальных обвиняемых (-26,4, -26 и -12,9% соответственно).

Однако если учесть тяжесть преступления, то все различия пропадают. Иными словами, смягчение наказаний для предпринимателей, скорее всего, связано именно со снижением тяжести преступлений по отдельным статьям УК (в том числе благодаря новой редакции ст. 15 УК), которое затронуло в большей степени экономические, чем имущественные составы. Также повлияло введение специальных составов мошенничества в 2013 г. А вот введение для правоохранителя более сложных правил, по которым принимается решение о заключении под стражу предпринимателей, обвиняемых в совершении экономических преступлений, и других специфичных правил работы с обвиняемыми, имеющими предпринимательский статус, значимого влияния не оказало.

Анализ эффекта реформ, по данным судебной статистики, свидетельствует в пользу того, что наибольшее смягчение в применении уголовного закона происходило благодаря общим либеральным реформам уголовного закона, проведенным во время президентства Дмитрия Медведева, а не нововведениям, применение которых предполагало наличие предпринимательского статуса. Таким образом, с точки зрения эмпирических фактов наиболее выгодная стратегия для предпринимателей – улучшение правил для всех граждан, подвергающихся уголовному преследованию.

Однако сейчас происходит ровно обратное. Предприниматели предложили несколько направлений смягчения закона для себя, но лишь одно из этих направлений хоть сколько-то действенно – это повышение размера ущерба.

Возможность прекращения уголовных дел в связи с возмещением ущерба (ст. 76.1 УК РФ и ст. 28.1 УПК РФ) не пользовалась популярностью – в 2011–2013 гг. (данные судебной статистики) ею воспользовались только 29 человек в суде (а в 2013–2014 гг. на следствии – 297). Во многом это связано с тем, что гораздо дешевле было просто возместить ущерб и прекратить уголовное дело о преступлении небольшой или средней тяжести в связи с деятельным раскаянием или примирением с потерпевшим или дотянуть до сроков давности, т. е. по общим правилам для всех. Но в новых планируемых изменениях два из трех составов «предпринимательских» мошенничеств станут тяжкими преступлениями (до 6 и до 10 лет лишения свободы), в эту же категорию перекочуют и специальные составы мошенничества (например, в сфере кредитования или страхования), тем самым лишив возможности и обычных людей использовать традиционный способ прекратить уголовное дело. Увеличатся и сроки давности, а значит, под следствием и судом человек сможет находиться очень долго – даже для самого простого предпринимательского мошенничества срок, в течение которого можно расследовать уголовное дело, увеличился с двух до шести лет.

Иными словами, хотели сделать как лучше для одной социальной группы, но станет сложнее всем экономически активным гражданам, потенциально попадающим под уголовное преследование.

Авторы – научный сотрудник и младший научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге