Офисы остались на проводе

Доходы от услуг корпоративной проводной связи выросли благодаря новым пользователям/ Е. Разумный/ Ведомости

В I квартале 2016 г. доходы российских операторов от услуг фиксированной связи для компаний и госструктур, по предварительным данным «ТМТ консалтинга», составили 13,2 млрд руб. – столько же, сколько и год назад. Квартал к кварталу рынок даже вырос на 0,5%, свидетельствуют данные аналитического агентства. Аналитик «ТМТ консалтинга» Кирилл Татусь говорит, что в 2016 г. на рынке бизнес-связи не наблюдалось ни сильных падений, ни роста.

В январе – марте 2016 г. российский рынок бизнес-связи если заметно и не вырос, то по крайней мере не упал, согласен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

По предварительным данным, которые ранее приводила iKS-Consulting, в 2015 г. выручка от услуг бизнес-связи впервые за долгое время снизилась – на 1,5–2% до 148 млрд руб. В 2014 г. ее рост составил 1,5%. Снижение выручки гендиректор iKS-Consulting Максим Савватин объяснял кризисом, сокращением доходов компаний и их издержек, в том числе расходов на связь. По его словам, в 2015 г. доходы от корпоративной телефонной связи упали примерно на 5%. Это падение смягчил рост доходов от услуг передачи данных для корпоративных клиентов примерно на 4%, говорил Савватин.

Из отчета крупнейшего российского оператора «Ростелеком» следует, что его доходы от обслуживания корпоративных клиентов в 2015 г. год к году снизились на 2% до 54,6 млрд руб., а вот выручка от госзаказчиков выросла на 4,4% до 50,9 млрд руб. Уменьшение доходов в корпоративном сегменте стало одной из причин падения выручки «Вымпелкома» от фиксированной связи в IV квартале 2015 г. на 21% год к году, говорится в отчете компании. Всего же в 2015 г. доходы «Вымпелкома» от проводной связи сократились на 12% до 46 млрд руб. У МТС выручка на корпоративном рынке, в сегменте госзаказа и межоператорских услуг в 2015 г. упала на 5,4% до 31,8 млрд руб.

Интернет все быстрее

По данным Минкомсвязи, которые приводит Татусь из «ТМТ консалтинга», количество компаний, которые в 2015 г. были подключены к интернету на скорости свыше 2 Мбит/с, год к году выросло на 8 п. п. до 65%. При этом доля тех, которые были подключены на скоростях 10–100 Мбит/с, выросло с 17 до 23%.

Количество корпоративных пользователей интернета из-за кризиса, возможно, сократилось, но рынок поддерживает переход оставшихся на более высокие скорости доступа и, следовательно, более высокие тарифы, считает Татусь. Это происходит, поскольку, несмотря на кризис, компьютерный парк в российских компаниях все же растет, автоматизация бизнес-процессов продолжается, рассуждает он.

В кризис бизнес перестраивается: часть компаний и малоэффективных бизнес-подразделений закрылись, но взамен открываются новые, которые компенсируют отток бизнес-абонентов, отмечает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. К тому же, несмотря на кризис, продолжаются автоматизация бизнес-процессов и компьютеризация малого бизнеса, а это ведет к росту спроса на новые интернет-каналы, а также на расширение имеющихся, считает Мирзабеков.

Новые подключения возникают при переезде офисов, оптимизации расположения отделений банков и других организаций, говорит Кусков.

Совокупные доходы «Ростелекома» в корпоративном сегменте и сегменте услуг для госструктур в 2015 г. выросли на 1%, сказала представитель оператора Ирина Жаброва. При этом доля оператора на рынке широкополосного доступа в корпоративном сегменте увеличилась на 4 п. п. до 35%, утверждает она.

Стабилизацию доходов от бизнес-связи можно объяснить тем, что стихийное сокращение расходов, том числе на связь, осталось в прошлом – компании почувствовали себя чуть более уверено, что позволяет рынку остановиться, считает представитель МТС Дмитрий Солодовников. Кроме того, в кризис операторы делают скидки, внедряют программы лояльности, предлагают высокотехнологичные решения для сокращения издержек, что повышает потребление услуг, добавляет он.