Дружба против давления

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин (в центре) во время экскурсии в Доме народных собраний Китая/ Анна Исакова / Пресс-служба Госдумы / ТАСС

Российская делегация во главе с председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным провела в четверг ряд встреч в Пекине. Россияне приехали на второе заседание межпарламентской комиссии по сотрудничеству, впервые собравшейся в Москве в июне 2015 г., но провели переговоры и с представителями исполнительной власти.

Взаимодействие между Россией и Китаем достигло наивысшего уровня за всю историю их отношений, а для Москвы развитие стратегического партнерства с Пекином – приоритет внешней политики, заявил журналистам Нарышкин после встречи с председателем КНР Си Цзиньпином. На ней, по словам председателя Госдумы, обсуждались важные международные проблемы, в том числе «противодействие внешнему агрессивному воздействию и давлению, подчас нарушающему нормы международного права». И Россия, и Китай не согласны с возможным формированием в Азиатско-Тихоокеанском регионе «неких закрытых региональных структур» (вроде Транстихоокеанского партнерства), которые, по мнению обеих стран, нарушают правила международной торговли, – с такой позицией Москва и Пекин будут последовательно выступать на различных площадках, заверил Нарышкин. По его словам, цель США при создании таких структур – контролировать операции стран-партнеров и это, безусловно, будет затрагивать интересы и других стран. Как сообщил председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков, во время встречи с Си Цзиньпином китайская сторона особо подчеркнула, что считает важным согласование и координацию позиций Пекина и Москвы в «эпоху резких изменений в системе международных отношений».

Председатель КНР, приняв Нарышкина, сделал важный символический жест, считает и. о. директора Института Дальнего Востока РАН Сергей Лузянин: «Си Цзиньпин сейчас в Китае небожитель – он занимает семь постов и сосредоточил в своих руках колоссальные рычаги государственной и военной власти, на порядок превосходя в этом своего предшественника Ху Цзиньтао. Потому и дифференциация гостей стала проводиться четкая: например, лидеру КНДР он уже дважды вежливо отказывал в личных встречах из-за его необдуманных поступков». Жест этот скорее не политический, а экономический, потому что «торговля между нашими странами пока слабая», подчеркивает эксперт. По его мнению, «разворот на Восток» после введения западных санкций не принес Москве тех дивидендов, на которые она рассчитывала: «Мы стучались в двери, но китайцы совсем не торопились инвестировать в российскую экономику. Сейчас же Пекин реагирует на огромное давление со стороны США и Транстихоокеанского партнерства, в которое его не позвали, в том числе через усиление взаимодействия с Москвой. И визит Нарышкина, видимо, призван закрепить эти достижения на политическом уровне».