Приходится сдерживаться

Валерий Зорькин выступает за «разумную сдержанность»/ Валентин Илюшин/ Интерпресс / ТАСС

Председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин отверг обвинения в том, что суд выносит решения по указке российских властей и находится «под пятой Кремля». «Мне кажется, эти люди, которые рассуждают об этом, просто смешны», – заявил Зорькин во вторник на международной конференции «Современная конституционная юстиция: вызовы и перспективы», которая проходит в Санкт-Петербурге. «Моя совесть чиста: я ни разу не получил указания со стороны президента, за исключением одного раза, в 1993 г., когда президент Ельцин позвонил и сказал: «Что вы себе позволяете? Вы выступаете против президента, а там реакционный парламент!» – вспомнил председатель Конституционного суда.

Тем не менее в деле защиты прав человека суд вынужден «проявить некоторую разумную сдержанность», признал Зорькин. Это вызвано необходимостью считаться с действительностью и возможностями государства, объяснил он. Например, в 1990-е гг., когда Россия столкнулась с угрозой «дробления суверенитета», Конституционный суд подтвердил запрет на создание региональных партий – и такое решение внесло свой вклад в сохранение в стране стабильности, уверен Зорькин. Такую же разумную сдержанность суд проявил и в ситуации вокруг запрета на проведение гей-парадов. «Если гей-парад в Германии, то все радуются. А представьте себе, что эти люди вышли где-нибудь в Махачкале или Грозном. И что, танками их обеспечивать? Секс-меньшинства имеют право на защиту, но до такой степени, чтобы не ломать нормативы, а иметь возможность жить тоже по Конституции», – объяснил председатель Конституционного суда. По его мнению, России не удалось стать правовым государством в буквальном смысле слова: главным принципом в нашей стране очень долго было «давайте жить по правде, а не по закону». Это противопоставление в свое время дорого стоило России, оно раскололо общество и страна умылась кровью, напомнил Зорькин. Этот раскол преодолевался «свирепым государством, которое создали большевики», – и председатель Конституционного суда призвал не допустить повторения такого опыта.

Запад надеется

Конституционный суд России и ЕСПЧ выполняют одни и те же задачи и находятся «в одной лодке», считает судья ЕСПЧ от Германии Ангелика Нуссбергер. «Пока КС оставляет открытым «окно в Европу», и это оптимистичный посыл», – цитирует ее «РИА Новости».

На самом деле защита политических прав – далеко не самый актуальный для россиян вопрос, если судить по статистике обращений в Конституционный суд. Из 45 700 жалоб, поступивших в суд за период с 2012 по 2015 гг., вопросов организации публичной власти касалось лишь около 1200 обращений. Гораздо больше граждан волновали недостатки уголовного (более 18 100 жалоб) и гражданского (8800) права, а также вопросы социальной защиты, охраны трудовых, жилищных и прочих прав (в общей сложности более 12 100 жалоб). Малое число жалоб не означает, что этим вопросам уделяется меньше внимания, подчеркнул председатель Конституционного суда. «Но есть определенная специфика, которая подталкивает суд к осторожной интерпретации Конституции с учетом сложившейся социальной культуры», – констатировал Зорькин. Он отметил, что гораздо более жесткую позицию Конституционный суд занимает в вопросах реализации государством социальных функций.

Очень подробно председатель суда остановился на вопросах, связанных с исполнением решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), – после принятия закона, позволяющего Конституционному суду делать вывод о возможности исполнения в России решений ЕСПЧ, был поднят большой шум. Но, по мнению Зорькина, «лучше, если этот вопрос будет решать не правительство, а нейтральный арбитр».

Из прозвучавшего на конференции выступления председателя Венецианской комиссии Совета Европы Джанни Букиккио следовало, что он скорее согласен с таким подходом. Букиккио напомнил, что не так давно его комиссия дала предварительное заключение на закон, предоставивший Конституционному суду новые полномочия, и это заключение было отрицательным. Однако первый опыт применения нового закона и недавние встречи представителей комиссии в Санкт-Петербурге и Москве Букиккио оценивает с осторожным оптимизмом. Окончательное заключение по спорному закону Венецианская комиссия планирует принять следующим летом, сообщил он, не решившись предсказать выводы, которые будут сделаны. Но состоявшиеся обсуждения были очень продуктивными и полезными, признал Букиккио. По его мнению, если бы россияне получили право обращаться в Конституционный суд напрямую (а не в связи с применением закона в конкретном деле, как предусмотрено действующим законодательством), это привело бы к сокращению числа жалоб, которые попадают в ЕСПЧ, и способствовало бы улучшению понимания между судами. Конечно, поначалу на Конституционный суд может обрушиться волна жалоб, но рано или поздно все стабилизируется, уверен Букиккио.

Судья Конституционного суда Сергей Маврин оценивает это предложение как прогрессивное: мир знает такие конструкции, они обеспечивают повышенный уровень защиты конституционных прав граждан, замечает он. Однако речь идет об изменении сложившегося расклада сил, поэтому это должно быть политическое решение, заключает судья.

Санкт-Петербург