На прежнем уровне

Я буду говорить про авиаперевозки, поскольку курирую авиационный транспорт.

Мы наблюдаем серьезное падение спроса на авиаперевозки. Оно обусловлено снижением покупательной способности и сокращением расходов компаний, предприятий и ведомств на непроизводственную тематику. Мы видим, что серьезно уменьшилась загрузка как в эконом-, так и в бизнес-классе. В том числе из-за снижения количества командировок – компании на них экономят. Это совершенно естественное явление в текущей экономической ситуации.

Поэтому если говорить о перевозчиках, то коротко можно сказать так: ближайшая задача – пережить это лето. Дело в том, что мероприятия и программы по сокращению стоимости, которые компании активно применяли в прошлом году, свой потенциал, по существу, уже исчерпали. Где-то еще что-то можно подсократить, уменьшить расходы, но по основным статьям затраты, конечно, обрезаны до «дальше некуда».

В этой ситуации игроки монопольного рынка (прежде всего – аэропорты) проявляют откровенный монополистический эгоизм, повышая тарифы и ставки сборов на услуги – как регулируемые, так и нерегулируемые. Например, в московских аэропортах, когда отменили государственное регулирование, сразу пошло увеличение ставок сборов. Конечно, это работает против отрасли. Это дополнительная нагрузка на перевозчиков, которая в конечном счете перекладывается на стоимость билета.

Из положительных моментов, наверное, стоит отметить, что вся палитра коммерческого инструментария, которая широко применяется в мире, сейчас активно внедряется или уже в значительной мере внедрена в наших авиакомпаниях. Это технология low-cost, это широкая гамма тарифов с различными условиями: невозвратные билеты, билеты, если вы летите без багажа, более низкий тариф для пассажиров, отказывающихся от бортового питания, тарифы round-trip, one-way и т. д.

Что касается программ финансирования из федерального бюджета – на 2016 г. финансирование не уменьшено. Нам удалось сохранить все программы субсидирования перевозок предыдущих годов – 2014–2015 гг. – на прежнем уровне. Логика здесь простая. Авиаперевозки – долгоиграющая отрасль. Если авиакомпании начинают «раскатывать» какой-то маршрут или сеть маршрутов, то для этого они приобретают самолеты – а это дорого, готовят пилотов, готовят техническую базу. Все это серьезные инвестиции. Если только один год просубсидировать эти перевозки, а потом перестать, авиакомпании больше этим заниматься не будут никогда. Поэтому программы субсидирования должны быть долгосрочными. И пока это удается.

Сохранены программы субсидирования перелетов с Дальнего Востока в европейскую часть России и перелетов из Калининграда, субсидирование Приволжского федерального округа и Крыма.

В этом году появилось дополнительное субсидирование перевозок по туристическим направлениям, хотя его размеры и невелики – всего 400 млн руб., а заявки, которые мы получили от Ростуризма, предполагают гораздо большее финансирование. На все программы субсидирования предусмотрено около 13 млрд руб.

Не сокращаются и инфраструктурные проекты. У нас запланирован ввод в эксплуатацию 13 взлетно-посадочных полос. На это из федерального бюджета запланировано выделить 69 млрд руб.

Автор - заместитель министра транспорта РФ