Подземелье ждет рекламу

Переходы в метрополитене пустуют больше года/ Е. Разумный/ Ведомости

ГУП «Московский метрополитен» в среду, 1 июня, разместило на своем сайте объявление о проведении нового конкурса по выбору рекламного подрядчика. Минимальная цена контракта – 17,9 млрд руб. за 10 лет. Но даже если в ходе аукциона первоначальная цена лота не вырастет, итоговая сумма выплат может быть больше – метрополитен оставляет за собой право ежегодно в одностороннем порядке увеличивать сумму выплат на уровень инфляции.

Реклама в метрополитене не размещается уже больше года. Прежний подрядчик – компания «Авто селл» (входила в автомобильный холдинг «Гема») перестала платить метрополитену в прошлом апреле, и контракт с ней был разорван. Нового подрядчика метрополитен стал искать лишь в январе, но итоги конкурса фактически отменила Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Участники нового аукциона должны подать заявки до 4 июля, его итоги должны быть известны 14 июля.

С метрополитеном долгое время работал оператор «Олимп». В 2010 г. предприятие решило провести аукцион, начальная цена контракта была гораздо выше тех сумм, что платил «Олимп». В итоге аукцион выиграла «Авто селл», которая прежде рекламой никогда не занималась. Компания пообещала выплатить за право размещения объявлений в поездах и переходах станций более 14 млрд руб. за пять лет. Оператор резко поднял цены на размещение, и первое время щиты на станциях пустовали. За четыре года работы «Авто селл» перечислила метрополитену 11 млрд руб., но проект оказался убыточным, и в мае этого года компания подала на банкротство.

Дмитрий Пегов
Начальник Московского метрополитена

Мы же не пойдем шашкой махать, говорить, чтобы жалобы не писали, потому что нам план финансово-хозяйственной деятельности нарушили. Это абсурд. Это [решение ФАС об отмене конкурса] тот форс-мажор, который надо предусматривать.

После этого метрополитен сменил политику: почти в 2 раза уменьшил сумму ежегодных выплат, но потребовал более жестких гарантий выплат. Так, в условиях аукциона, объявленного в январе этого года, было указано, что оператор обязан предоставлять банковскую гарантию не один раз при заключении контракта, а ежегодно. Минимальная сумма контракта составила 17,9 млрд руб. за 10 лет.

Заявки на участие в аукционе в начале года подали четыре компании, в том числе связанная с «Гемой» компания АВМ+ и связанная с крупнейшим оператором наружной рекламы в России, Russ Outdoor, компания «Экспо медиа». Три компании, в том числе АВМ+, не были допущены к конкурсу из-за ошибок в заявках, торги были признаны несостоявшимися, тем не менее метрополитен решил подписать договор по минимальной стоимости со структурой Russ Outdoor. Но проигравшие участники пожаловались в ФАС, и служба решила, что метрополитен незаконно отклонил как минимум одну из заявок.

Условия нового конкурса еще более жесткие. По прежнему проекту договора оператор должен был сначала предоставить банковскую гарантию на 8% от всей стоимости контракта (минимум 1,4 млрд руб.), затем на второй год работы – гарантию на 6% выплат (т. е. минимум на 1 млрд руб.), в последующие годы – на 2% (минимум на 351 млн руб.). Теперь гарантия опять единоразовая, но сумма ее резко выросла – это 15% от общей стоимости контракта, или минимум 2,7 млрд руб.

Метрополитен хочет перестраховаться на случай банкротства своего партнера, объясняет гендиректор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин. Доходы от рекламы для метрополитена все-таки существенны и в случае повторения ситуации с «Авто селл» руководители подземки хотели бы компенсировать потери на период подготовки к новому аукциону, говорит он.

Опрошенные «Ведомостями» операторы говорят, что пока не приняли решения об участии в конкурсе. «Наш интерес сохранился, мы оцениваем, как изменились условия контракта», – сказал «Ведомостям» представитель Russ Outdoor. Представитель «Лайсы» говорит, что в компании пока изучают документы метрополитена. Представители ТРК, Gallery и метрополитена не ответили на запросы и звонки «Ведомостей».