Розничное перемирие

Предыдущий флагманский смартфон Samsung в салонах «Вымпелкома» еще продавался/ Е. Разумный/ Ведомости

«Вымпелком» перестал торговать устройствами корейского производителя летом 2015 г. одновременно с «Евросетью», «Связным» и «Мегафоном». Разрыв их отношений с Samsung произошел после того, как МТС – владелец самой большой сети салонов связи в России (с учетом франчайзи) – объявила, что будет продавать смартфоны практически по себестоимости. Такая стратегия была призвана зазвать в салоны больше посетителей и стимулировать их активнее подключаться к мобильному интернету.

Начиная со 2 августа интернет-магазин и офисы обслуживания и продаж «Вымпелкома» по всей России вновь начнут продавать устройства от Samsung, рассказала «Ведомостям» представитель оператора Анна Айбашева. Это подтвердил директор Samsung Mobile в России Аркадий Граф.

Отказ от Samsung ритейлеры и операторы объясняли высоким уровнем брака у этого производителя, а человек, близкий к Samsung, – желанием ритейлера добиться от поставщика более выгодных условий сотрудничества на фоне ценовой войны с МТС. Ссора с Samsung стала одной из причин того, что в первые девять месяцев 2015 г. «Евросеть» недосчиталась 15% выручки (по сравнению с уровнем годом ранее).

Не пострадали от ценовой войны

В первой половине 2016 г. 21% всех проданных в России смартфонов были произведены Samsung, лишь на 0,6 п. п. меньше, чем годом ранее. Такой оценкой поделился с «Ведомостями» менеджер одного из производителей электроники, цифры подтвердили сотрудники трех сетей, торгующих техникой. Если в июне 2015 г. Samsung занимал 23,7% российского рынка смартфонов (в штуках), то год спустя – 21,8%, добавил один из них. Все собеседники «Ведомостей» ссылаются на данные исследовательской компании GfK. Представитель GfK отказался от комментариев.

В мае 2016 г. несколько человек с обеих сторон переговоров рассказывали «Ведомостям», что Samsung и «Вымпелком» обсуждают условия возобновления сотрудничества. Айбашева тогда опровергала факт таких переговоров, а Граф замечал лишь, что Samsung поддерживает постоянный контакт с оператором, но о возвращении в его розницу речь на тот момент не шла.

По словам Айбашевой, несмотря на прекращение сотрудничества, «Вымпелком» был в контакте с производителем и видел, что часть новых клиентов оператора пользуются именно устройствами Samsung. За последний год доля проникновения новых смартфонов Samsung с поддержкой LTE в сети «Вымпелкома» увеличилась почти в 2 раза, планшетов – в 1,7 раза, рассказывает Айбашева. На конец мая 2016 г. общая доля проникновения устройств Samsung составила 32% от всей базы устройств под управлением Android. Поэтому возобновление контракта было вопросом времени, добавляет она.

Айбашева не говорит, появятся ли устройства Samsung в «Евросети», принадлежащей оператору на 50%. Один из партнеров «Евросети» рассказывает, что компания также рассматривает вопрос о возобновлении отношений с Samsung. Человек, близкий к одной из сторон переговоров между «Евросетью» и Samsung, утверждает, что до их завершения еще далеко, но компании движутся в этом направлении. Он напомнил, что осенью прошлого года эти компании обменялись исками и для возобновления отношений нужно будет заключить мировое соглашение.

В сентябре 2015 г. «Евросеть» через Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате потребовала от Samsung возместить ей 150 млн руб. убытка от выплаты покупателям компенсаций за бракованные устройства Samsung. А в ноябре 2015 г. иск в адрес «Евросети» направил Samsung. Вендор утверждал, что компания «Евросеть-ритейл», управляющая розничной сетью, существенно задержала оплату «целого ряда» партий товара Samsung, поставленных почти за три года: с октября 2012 г. по сентябрь 2015 г. В октябре 2012 – сентябре 2015 г. Samsung поставил «Евросети» электронику и ПО примерно на 52 млрд руб., говорилось в иске, и теперь взыскивает неустойку на сумму около 1,22 млрд руб.

Граф сказал, что компания ведет переговоры со всеми участниками рынка, но детали раскрывать отказался.

«Мегафон» регулярно проводит переговоры с вендорами мобильных устройств и продолжает общение и с представителями компании Samsung, рассказывает представитель оператора Юлия Дорохина, но не говорит, будут ли возобновлены продажи устройств Samsung в сети салонов «Мегафона».

Представители «Евросети» и «Связного» не стали комментировать возможное возобновление сотрудничества с Samsung.

Рынок продаж смартфонов и контрактов трансформируется, переходит к модели операторского ритейла, замечает представитель МТС Дмитрий Солодовников. По его мнению, возобновление сотрудничества «Вымпелкома» и Samsung может свидетельствовать о начале оздоровления рынка. У МТС не было эксклюзивного соглашения с Samsung, так что оператор никак не может влиять на отношения вендора с другими ритейлерами, говорит Солодовников.

Это может быть первым шагом к окончанию войны, согласен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Прошло немного времени, все остыли. Samsung понимает, что в России через одного ритейлера продаваться не очень интересно, а ритейлеры, в свою очередь, понимают, что Samsung – полюбившийся соотечественникам бренд, говорит он.