МТС снова покидает Узбекистан

МТС повторно ушла из Узбекистана, на этот раз по собственному желанию/ UMS

МТС продала 50,01% в узбекском Universal Mobile Systems (UMS, третий сотовый оператор страны) своему партнеру, центру радиосвязи, радиовещания и телевидения при министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Узбекистана, который в результате сделки стал единственным владельцем UMS, следует из сообщения МТС.

В связи с продажей пакета МТС спишет в III квартале 2016 г. около 3 млрд руб., говорится в ее сообщении. Оператор обещает уточнить сумму в будущем. Долю в UMS МТС получила в конце 2014 г. безвозмездно (она передала в нее оборудование своей предыдущей узбекской «дочки» – «Уздунробиты»).

Актив был оценен и разделен между участниками, объясняет представитель оператора Дмитрий Солодовников. В итоге в отчетности МТС в I квартале 2015 г. была отражена балансовая стоимость UMS на сумму 6,7 млрд руб., напоминает он. Но за прошедшее время из-за операционной деятельности UMS (включая амортизацию и расходы на ремонт оборудования, затраты на электроэнергию и зарплаты) балансовая стоимость актива снизилась. Итоговая сумма списания стала разницей между балансовой стоимостью и суммой продажи, объясняет Солодовников, но эти суммы не раскрывает.

Один за всех

На сегодня за взятки в Узбекистане оштрафован только Vimpelcom Ltd. В начале 2016 г. он согласился заплатить $795 млн в качестве штрафа и возврата доходов, полученных от незаконных сделок: $167,5 млн – SEC, $230,1 млн – минюсту США, $397,5 млн – властям Нидерландов, где расположена его штаб-квартира.

МТС не инвестировала в UMS – деньги на развитие компания брала у местных банков и обязательства по этим долгам остаются у UMS, говорит Солодовников. Правда, у UMS была задолженность перед МТС и аффилированными компаниями, которые продавали узбекской компании биллинг, sim-карты и роуминговые сервисы, но сейчас эти долги погашены, отмечает он.

На конец марта 2016 г. UMS обслуживала, по данным AC&M-Consulting, 1,3 млн человек – 6% абонентов в Узбекистане. Лидеры рынка – Vimpelcom Ltd. (46% абонентов) и шведско-финская TeliaCompany (42%, бывшая TeliaSonera).

До осени 2012 г. лидером по числу абонентов в Узбекистане была 100%-ная «дочка» МТС «Уздунробита», она обслуживала 39% абонентов. Но летом 2012 г., после бегства из страны гендиректора «Уздунробиты» Бехзода Ахмедова, власти начали давить на компанию, вскоре после этого оператор был обанкрочен, а его оборудование конфисковано. Крупнейший акционер МТС – АФК «Система» около двух лет вела переговоры с чиновниками Узбекистана о возвращении оператора в страну и в конце концов договорилась о создании UMS.

Тогдашнее выдворение МТС из Узбекистана участники рынка связи объясняли конфликтом менеджмента ее узбекской «дочки» с дочерью президента Узбекистана Гульнарой Каримовой.

С именем Каримовой связано также антикоррупционное расследование в США против трех работающих в Узбекистане операторов: МТС, Vimpelcom Ltd. и TeliaCompany. В 2014 г. минюст и Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) заподозрили их в незаконных выплатах структурам, близким к дочери президента. Так, МТС впервые появилась в Узбекистане в 2004 г., предварительно заплатив $100 млн гибралтарской Swisdorn, связанной с «близким родственником президента Узбекистана», гласят документы отделения федерального суда в Южном округе Нью-Йорка, который заморозил активы ряда участников дела по требованию SEC.

Нынешняя продажа доли в UMS не связана с расследованием, утверждает Солодовников. Продажа доли произошла по инициативе МТС, говорит он, а отношения с правительством Узбекистана называет нормальными и рабочими.

МТС пересмотрела прогноз по рынку Узбекистана и не увидела тех возможностей роста, на которые рассчитывала, и поэтому могла счесть, что нет смысла отвлекать ресурс менеджмента на этот регион, рассуждает аналитик Otkritie Capital Александр Венгранович. Второй возможной причиной ухода из Узбекистана Венгранович называет разбирательство: размер штрафа начисляется в зависимости от общего дохода, полученного в стране, говорит он.