Рекламе перекрывают путь в метро

Московский метрополитен живет без рекламы уже больше года/ М. Стулов/ Ведомости

Оператор «Лайса» оспорил результаты аукциона по выбору подрядчика на размещение рекламы в столичном метрополитене. Его дочерняя компания ООО «Лайса диджитал» подала в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) жалобу на АО «ОТС», оператора электронной площадки, где проводился аукцион. Об этом сообщила сама площадка и подтвердили гендиректор «Лайсы» Армен Газарян, а также представитель ФАС. Рассмотрение жалобы назначено на 25 августа, до этого времени метрополитен не сможет заключить контракт с победителем торгов – «Трейд компани» (входит в автохолдинг «Гема»).

Московский метрополитен живет без рекламы уже больше года. В июле прошлого года предприятие из-за задержек платежей расторгло контракт с предыдущим рекламным подрядчиком – «Авто селл» (также входит в «Гему»). «Авто селл» выиграла соответствующий аукцион в 2011 г. и пообещала выплатить метрополитену 14 млрд руб. за пять лет, т. е. в 4,5 раза больше, чем прежде получало предприятие. После разрыва контракта метрополитен отсудил у «Авто селл» 1 млрд руб. задолженности, но так и не получил эти деньги. Сейчас «Авто селл» находится в процессе банкротства, метрополитен требует с компании вернуть еще 4 млрд руб. долга.

В марте этого года метрополитен попытался выбрать себе нового партнера, победителем аукциона стал крупнейший оператор наружной рекламы в России Russ Outdoor. Но заключить контракт с победителем метрополитен не смог из-за предписания ФАС (см. врез).

Аукцион комом

ФАС рассматривала несколько жалоб операторов на действия метрополитена при проведении аукциона весной этого года. Сначала компании обратились в службу, когда метрополитен уже после публикации условий аукциона внезапно увеличил размер банковской гарантии. ФАС сочла, что нарушений не было. Потом службе пожаловалась «Лайса», которую метрополитен не допустил к торгам. ФАС сочла, что метрополитен поступил правильно, но нашла нарушения в заявке победителя – структуры Russ Outdoor.

Последний аукцион прошел 17 августа. Минимальная стоимость контракта выросла до 17,9 млрд руб. Чтобы защититься от задержки платежей, столичный метрополитен потребовал от победителя предоставить банковскую гарантию сразу на 30% от стоимости контракта. Заявки на участие в аукционе подали пять компаний, но только три компании делали ставки в ходе аукциона: «Трейд компани», «Лайса диджитал» и «Экспо медиа» (представляла интересы Russ Outdoor). «Трейд компани» предложила 21,43 млрд руб. и была признана победителем.

После окончания торгов Газарян и сотрудник Russ Outdoor рассказали «Ведомостям», что, по их мнению, торги прошли с нарушениями. После того как «Трейд компани» сделала ставку в 21,43 млрд руб., у других участников было 100 минут, чтобы дать свои предложения, объясняли собеседники «Ведомостей». Но через 10–12 минут после ставки «Трейд компани» аукцион внезапно остановился, и эту компанию признали победителем. «Не исключено, что это был просто технический сбой, – рассуждает Газарян. – Поэтому мы обратились за разъяснениями к самой площадке, но по существу они нам не ответили». На вопросы «Ведомостей» о ходе торгов представитель ОТС также не ответил.

В жалобе в ФАС «Лайса диджитал» описала ход торгов, компания требует «отменить протокол» определения победителя аукциона.

Представители метрополитена и «Гемы» не ответили на запрос «Ведомостей». Представитель Russ Outdoor от комментариев отказался.