«Карат» на миллиард

Запрет на ввоз в Россию импортной рыбы привел к взлету продаж вылавливаемых, в том числе и «Норебо», мойвы, скумбрии и сельди, отмечает агентство/ Hallstein A. Onarheim/ Freeimages

РРПК скупала активы на кредиты Газпромбанка, говорится в отчетности компании. Орлов – на кредиты Сбербанка. Кредиторская задолженность компаний также оказалась сопоставимой: по данным консолидированной отчетности РРПК за 2015 г., ее краткосрочный и долгосрочный долг перед Газпромбанком составляет $425 млн. Орлов рассказал Bloomberg о чистом долге «Норебо холдинга» в $450 млн.

Состояние владельца группы «Карат» Виталия Орлова, по оценке индекса миллиардеров Bloomberg, достигло $1 млрд. На «Карат» приходится 11% всего российского улова рыбы, указывает агентство. Ростом состояния бизнесмен обязан ситуации на мировом рынке и российским контрсанкциям, считает агентство. АО «Норебо холдинг», материнская компания группы, продает до 60% своей рыбы на экспорт и получает основную часть выручки в иностранной валюте, тогда как большинство операционных расходов выражено в рублях, объясняет Bloomberg. Это подтверждают также владелец и менеджер двух других компаний, работающих в рыбной отрасли. А запрет на ввоз в Россию импортной рыбы привел к взлету продаж вылавливаемых в том числе и «Норебо» мойвы, скумбрии и сельди, отмечает агентство. Росли и цены на рыбу (см. график).

Bloomberg оценивает стоимость активов бизнесменов. Реальная стоимость компании «гораздо скромнее», сообщил Орлов агентству.

Орлов, в 2014 г. отказавшийся от гражданства Норвегии в пользу российского, до этого был малоизвестен в России. Но рыбой он занимается уже почти четверть века. Сначала вместе со шведским бизнесменом Магнусом Ротом он поставлял в Россию подержанные траулеры. Их скупали в основном компании знакомого Орлова – Александра Тугушева. Оба с интервалом в два года окончили Мурманское мореходное училище.

Затем уже все трое основали в Норвегии холдинг Ocean Trawlers (в 2004 г. перебазировался в Гонконг). Компании группы ловили и перерабатывали российскую рыбу и поставляли ее по всему миру. Тугушев в 2003 г. стал замруководителя Госкомрыболовства и, по версии Орлова, продал свою долю. Тугушев по обвинению в мошенничестве в 2007 г. был осужден на шесть лет. Выйдя на свободу, бывший чиновник попытался вернуть свои 33%. В конце 2016 г. Тугушев был заключен под домашний арест – Орлов обвинил его в вымогательстве, сообщал ТАСС. У Рота Орлов выкупил оставшиеся 33% в 2016 г.

Орлова заметили на российском рынке только в 2011 г., когда он начал агрессивную скупку рыбодобывающих компаний на Дальнем Востоке. Тогда же скупку активов на Дальнем Востоке начала и Русская рыбопромышленная компания (РРПК) брата губернатора Московской области Андрея Воробьева – Максима Воробьева и зятя Геннадия Тимченко Глеба Франка. В итоге РРПК Воробьева и «Норебо холдинг» Орлова стали крупнейшими владельцами квот на вылов минтая, трески и сельди. По подсчетам «Ведомостей», в 2015 г. на долю компаний Орлова пришлось 15% квот на вылов минтая, трески и сельди. РРПК опережает «Норебо холдинг» только по минтаю. По данным компании, ей принадлежало 14,7% от общероссийских квот по добыче минтая и 9,9% – тихоокеанской сельди.

Но по выручке Орлов почти в 3 раза опережает конкурентов. По его словам, неконсолидированная выручка холдинга в 2015 г. была $600 млн. РПК в отчетности по МСФО за 2015 г. сообщает о выручке в $223 млн и EBITDA в $104 млн.

Санкции совпали с подъемом рыбодобывающей отрасли, замечает председатель совета директоров отраслевого издания Fishnews Эдуард Климов. Кроме того, Орлов начал выстраивать бизнес задолго до введения санкций. И он был одним из немногих, кто инвестировал в покупку специализированных судов, на которых можно производить филе минтая прямо в море, т. е. продукцию с высокой добавленной стоимостью, говорит Климов.

Топ-менеджер крупной компании, работающей в рыбной отрасли, сказал, что большую часть выручки компании Орлова получают от поставок продукции на экспорт. Но основные затраты рыбаков на оплату труда рублевые, и они снизились. Наконец, заправлять суда компании стараются за границей. Там в отличие от России снизились цены на топливо. Поэтому-то отрасль на подъеме, замечает собеседник «Ведомостей».

Другой менеджер компании из отрасли уверяет, что Орлов и был миллиардером. Просто, выкупив долю партнера и став единоличным владельцем компании, он официально подтвердил этот статус. По его словам, в парке компании Орлова около 40 судов, каждое стоит порядка $50 млн. При этом Орлов очень много инвестировал в их модернизацию. Собеседник «Ведомостей» считает, что бизнес Орлова стоит не менее $1–1,5 млрд.