$26 трлн на инфраструктуру

Лучше всего дело обстоит в Китае, который уже вкладывает в инфраструктуру около 90% от необходимой суммы, указывает АБР/ YAY / TASS

О риске дефицита инвестиций в инфраструктуру в развивающихся странах Азии предупредил Азиатский банк развития (АБР). Страны региона должны удвоить эти расходы до $1,7 трлн в год, чтобы обеспечить рост экономики и повысить качество жизни, говорится в докладе банка. Инвестиции должны быть направлены в развитие транспорта, базовые системы очистки воды и канализации. Сейчас, по оценкам АБР, такие расходы составляют около $881 млрд ежегодно.

Инвестиции в инфраструктуру последние два десятилетия серьезно росли, но все же не поспевали за быстрым ростом экономики, населения и активной урбанизацией, указывает АБР. В 45 странах Азиатско-Тихоокеанского региона с 2016 по 2030 г. разрыв между фактическими и плановыми расходами составит около 2,4% ВВП, оценивает АБР.

«Потребности в инфраструктуре в Азии и Тихоокеанском регионе намного превышают предложение, – заявил президент АБР Такэхико Хакао (цитата по FT). – Все еще не решены проблемы с энергоснабжением, автомобильными и железными дорогами. Всех этих объектов не хватает».

Больше трети ($8,4 трлн) необходимых средств должно быть вложено в транспортный сектор, говорится в докладе, в том числе строительство портов, железных и автомобильных дорог, связывающих региональные и глобальные рынки. Еще около $800 млн должно пойти на проекты базовых систем канализации, чтобы помочь более 1,5 млрд людей, у которых нет доступа к базовым санитарным услугам, почти $300 млн должно быть направлено на обеззараживание питьевой воды. Также страны должны вкладывать в проекты выработки и распределения электроэнергии, в сфере связи.

Но некоторые критики указывают, что амбициозные региональные инфраструктурные проекты слишком медленно развиваются и не принесут пользы, пишет FT. Например, проект высокоскоростной железной дороги, соединяющей город Куньмин на юге Китая и лаосскую столицу Вьентьян, Бангкок и тайское побережье, нереализуем из-за политических противоречий и финансовых сложностей. Трудности есть, согласен Хакао, но есть и успешные проекты, например строительство дороги для поставок природного газа из Пакистана в Бангладеш.

Лучше всего дело обстоит в Китае, который уже вкладывает в инфраструктуру около 90% от необходимой суммы, указывает АБР. За 2000–2012 гг. среднегодовой рост мощностей по производству электроэнергии в Китае составил 10,7%, в результате чего была создана одна из наиболее надежных сетей в регионе. На его долю приходится $754 млрд инвестиций в год до 2020 г. Потребность в финансировании в разных регионах сильно отличается, говорится в докладе. Например, регионам Южной Азии нужно тратить ежегодно около 9% ВВП, а странам Юго-Восточной и Восточной Азии существенно меньше – около 6%.