Скидки выходят из моды

Покупатель немного изменил поведение, рынок стабилен – уже хорошо, считают ритейлеры/ Евгений Разумный/ Ведомости

Российские потребители начинают возвращаться к спонтанно-рациональному типу покупки, говорится в исследовании GfK «Российский потребитель 2017: время надежд».

В 2016 г. значительных изменений в потребительском поведении россиян не произошло и прочно укоренилась привычка экономить, есть небольшие подвижки, которые свидетельствуют о возврате к докризисным привычкам, пишут эксперты GfK: это может позитивно сказаться на результатах потребительского сектора в 2017 г.

На 2 процентных пункта упала в 2016 г. доля покупателей, которые главным при выборе товара называют цену, подсчитали эксперты. На те же 2 п. п. выросла доля покупателей, которые ходят в магазин со списком, но в то же время на 1 п. п. увеличилась доля тех, кто покупает спонтанно.

Для российских потребителей стали более значимы впечатления от покупок, полагают в GfK. В 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 4 п. п. снизилась доля людей, которые посещают несколько магазинов в поиске более дешевых товаров, на 3 п. п. увеличилась доля тех, для кого атмосфера магазина имеет большее значение, чем система скидок, сказано в исследовании. Выросло число потребителей, кто покупает товары, только появившиеся на рынке (+2 п. п.), и тех, кто готов платить за качество (например, за биопродукты – на 5 п. п.).

Похожие тенденции отмечали и аналитики «Сбербанк CIB» в исследовании потребительской уверенности россиян «Потребительский индекс Иванова» за IV квартал 2016 г. Доля потребителей, чувствительных к цене, уменьшилась с рекордных 77% во II квартале 2016 г. и 76% о III квартале 2016 г. до 75% в октябре – декабре. Сократилась доля россиян, кто приходит в магазины только ради промоакций, – с максимума в 47% во II квартале 2016 г. до 44% в III–IV кварталах.

Исследование «Сбербанк CIB» характеризует потребителя среднего класса. Жители менее крупных городов в конце 2016 г. продолжали сокращать потребление, говорил финдиректор ритейлера «Магнит» Хачатур Помбухчан на телеконференции с инвесторами и аналитиками в январе 2017 г.

В целом потребители в России стали считать текущую ситуацию новой нормой, констатируют эксперты GfK; большинство опрошенных полагает, что кризис продлится четыре года и более. К концу 2016 г. индекс потребительских настроений по России (отражает оценку потребителями ситуации в стране и их ожидания на будущее) достиг 92 пунктов. Это значит, что негативные настроения еще преобладают, но это не 69 пунктов, как в феврале 2016 г., указывают эксперты.

За 2016 г. рынок товаров повседневного спроса в России, включая лекарства, вырос на 5,6% в денежном выражении, по данным GfK. Россияне не стали тратить больше за раз, отметили эксперты: средний чек вырос всего на 1%, зато увеличилась частота покупок, что и двигало рынок вперед.

«И официальная статистика, и наши показатели не фиксировали всплеска спроса в конце прошлого года», – говорит председатель совета директоров компании «Маркон» (сеть «Стардог!s») Сергей Рак. До сих пор не было заметно серьезных изменений покупательского поведения, продолжает он: «И по нашим ожиданиям на 2017 г. – нет оснований, чтобы он был заметно лучше предыдущего».

Рынок стагнирует, роста рынка пока не заметно, соглашается вице-президент и совладелец ритейлера товаров для дома Hoff Михаил Кучмент. Чтобы эта ситуация изменилась, должна начать восстанавливаться платежеспособность населения, считает он. Кроме того, за последние два года выросла и остается высокой доля продовольственных товаров в структуре потребительских трат, отмечает Кучмент: «Но то, что рынок стабилен, уже хорошо».

«Рынок товаров повседневного спроса – самый стабильный в кризисы, реагирует на них позднее, раньше других восстанавливается и подает сигналы, что ситуация меняется», – заключает гендиректор GfK Rus Александр Демидов.