Вагоны за 3,7 млрд рублей

Шестивагонные составы город последний раз закупал в августе 2016 г./ Е. Егоров/ Ведомости

Комитет по транспорту Петербурга планирует закупить 36 вагонов метро, следует из его плана-графика. Тендер будет объявлен в апреле, максимальная стоимость контракта составит 3,7 млрд руб. Вагоны должны поступить в метрополитен до декабря 2019 г. Лимит финансирования на 2018 г. – 1,75 млрд руб., на 2019 г. – 1,95 млрд руб.

Комитет закупит шесть шестивагонных составов, подтвердила его представитель. По ее словам, среди требований метрополитена к потенциальным участникам – уровень локализации производства не менее 70%. Других закупок вагонов в 2017 г. комитет проводить не собирается, уточняет его представитель.

В конкурсах на поставку вагонов метро в Петербурге обычно участвуют ООО «Вагонмаш» (на 51% принадлежит Skoda Transportation, на 49% – Кировскому заводу, КЗ) и Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ, входит в ЗАО «Трансмашхолдинг»). Локализация на ОЭВРЗ превышает 80%, на «Вагонмаше» – 62%, сообщали представители заводов в декабре 2016 г. По данным «Вагонмаша», достичь 70% локализации предприятие планирует в середине 2017 г.

У «Вагонмаша» есть контракт с городом на 3,8 млрд руб., он предполагает поставку 48 вагонов. Первые 18 вагонов по этому контракту уже поступили в метрополитен, но с опозданием, за что завод заплатил 124 млн руб. неустойки. Задержку на заводе объяснили действиями поставщиков. Производство загружено до августа 2017 г., других контрактов у «Вагонмаша» нет, говорит представитель КЗ. Последние три конкурса на поставку вагонов (всего 362 шт.) выиграл ОЭВРЗ благодаря высокой локализации.

Шестивагонные составы город последний раз закупал в августе 2016 г., максимальная стоимость одного состава тогда была 500 млн руб., на новом конкурсе она составляет 616 млн руб.

«Вагонмаш» планирует принять участие в новом конкурсе, но для начала заводу необходимо просчитать, насколько целесообразно будет повышать уровень локализации, сообщила представитель КЗ.

«Трансмашхолдинг» заинтересован в расширении сотрудничества с петербургским метрополитеном, решение об участии будет принято после изучения условий, заявил представитель холдинга.

Возможности локализации «Вагонмаша» были исчерпаны во время девальвации; локализовывать некоторые элементы вагонов экономически нецелесообразно, есть крупные производители этих компонентов, которые могут поставлять их в любом количестве, говорит начальник аналитического отдела ИК ЛМС Дмитрий Кумановский. По его оценке, Кировскому заводу из-за финансовых проблем сложно будет выполнить требования заказчика. Требования о минимальном уровне локализации создают массу проблем подрядчику, согласен Кирилл Яковенко, аналитик «Алор брокера». Завод вынужден обращаться к местным производителям, а те могут подвести, потому что часто физически не могут обеспечить необходимый уровень качества и выдержать сроки, добавляет Яковенко. По его словам, «Вагонмаш» способен поднять локализацию до 70%, но после этого могут возникнуть проблемы со сроками сдачи, что чревато судебными исками и взысканием неустойки. Нормальная рентабельность таких контрактов – 7–8%, инвестиции в увеличение локализации с 62 до 70% могут достигнуть 700 млн руб., оценил эксперт.

У завода есть право обратиться в ФАС с требованием проверить условия конкурса об уровне локализации, добавляет Кумановский.