Реформа бюджетных учреждений может привести к кризису

Эксперты допускают ухудшение качества услуг
Социальные госуслуги оказываются в образовании, здравоохранении, физкультуре, санаторном лечении, искусстве, кино и туризме/ Евгений Разумный/ Ведомости

Распределение бюджетных средств на социальные госуслуги через госзаказ бесперспективно и не улучшит их качество, пишет заведующая научно-исследовательской лабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Анна Золотарева в ежемесячном мониторинге: чтобы этого не произошло, реформа бюджетных учреждений нуждается в коррекции.

В 2016 г. в первом чтении принят законопроект, по которому до 60% бюджетных средств на социальные услуги предлагается распределять через госзаказ. Социальные госуслуги оказываются в образовании, здравоохранении, физкультуре, санаторном лечении, искусстве, кино и туризме. Раньше конкретное учреждение получало госзадание и субсидию (см. врез), госзаказ – новая форма финансирования социальных госуслуг: с бюджетным санаторием будут конкурировать и частный санаторий, и другие бюджетные организации.

Социальные госуслуги в регионах уже разыгрывают на конкурсе, говорит вовлеченный в дискуссию эксперт, для бюджетных учреждений это и вызов, и стимул развиваться. Но частники и госучреждения неравны. Чтобы выровнять положение государственных и частных поставщиков, Минфин с 2019 г. намерен изъять из оперативного управления учреждений госимущество, включив усредненные затраты на его аренду в норматив финансовых затрат.

Сколько и кому

2,7 трлн руб. составили субсидии на госзадание в 2015 г. По данным Федерального казначейства, в 2016 г. в России было 168 000 государственных и муниципальных учреждений, почти 60% из них относились к сфере образования, 14% – культуры и кинематографии, 2,7% – физкультуры и спорта

С 2016 г. финансирование госзадания производится по единым нормативам затрат. Различия в видах и условиях деятельности учреждений одного профиля теперь должны учитываться с помощью корректирующих коэффициентов, указывает Золотарева. От этой практики нужно отказаться и сохранить сметы– невозможна унификация стоимости работ одного вида, различающихся по содержанию, качеству, материальным затратам и трудовым ресурсам, необходимым для их выполнения, считает она: «Никакие корректирующие коэффициенты не могут учесть различий в стоимости производства кинофильмов или реставрационных работ».

Поэтапная реализация планов может привести к тому, что большое количество госучреждений могут деградировать, а качество услуг станет хуже, пишет Золотарева. У государства такой низкий тариф на социальные услуги, что они неинтересны частникам, указывает директор Института социальной политики Высшей школы экономики Лилия Овчарова. Улучшать качество и снижать издержки нужно не за счет мнимой конкуренции, а за счет ответственности заказчиков и поставщиков за результаты своей деятельности, уверена Золотарева: законодательство предполагает оценку качества в том числе и потребителями. От органов государственной власти зависит скорость и адекватность реакции на результаты такой оценки, считает она.