«Яндекс» недосчитался поисковой доли

«Яндекс» объясняет падение доли в апреле изменением методики подсчета Liveinternet/ Максим Стулов/ Ведомости

Доля поиска «Яндекса» в рунете составила 54% по итогам апреля, следует из данных сервиса статистики Liveinternet. Всего за месяц «Яндекс» потерял 1,2 пункта доли рынка. В марте этого года она составляла 55,2%, в феврале – 55,5%, в январе – 55,4%.

При этом основной конкурент – Google увеличил долю до 40,8%: в марте она составляла 39,5%, в феврале – 39,2%, в январе – 38,6%.

«Яндекс» объясняет падение доли в апреле изменением методики подсчета Liveinternet. Это сервис, оценивающий, в частности, аудиторию поисковых систем – именно на его данные ориентируются как сами интернет-компании, так и инвесторы и отраслевые аналитики. «Liveinternet начал полнее учитывать трафик, идущий из поисковых приложений, – раньше объем переходов из них учитывался не полностью», – говорит представитель «Яндекса».

Представитель Liveinternet это подтвердил: «С 24 апреля Liveinternet начал учитывать трафик из приложений Google и «Яндекса».

Как только эти переходы стали учитываться, это отразилось на долях всех поисковиков – например, доля Google выросла, хотя ее фактический рост был менее значимым, говорит представитель «Яндекса». По его словам, без учета трафика мобильных приложений «Яндекс» потерял в апреле не 1,2 п. п., а 0,5 п. п. Сам «Яндекс» оценивает свою долю в рунете в 54,8%. Но собеседник «Ведомостей» признает, что основным фактором реального падения доли действительно стал рост мобильного трафика, где доля «Яндекса» ниже среднего – около 40%.

«Яндекс» терял долю рынка последние несколько лет, но апрельский показатель – самый низкий с 2008 г., когда доля составила 54,9%. Самой высокой (около 64%) она была в 2011 г., следует из презентации компании. Прошлым летом «Яндекс» начал активно терять долю, но все равно темпы падения были несопоставимы с апрелем этого года: тогда за все лето «Яндекс» потерял 1,1 п. п. поискового рынка рунета.

Доля на поисковом рынке для «Яндекса» и Google – принципиальный вопрос. Большую часть выручки обе компании получают от продажи рекламы в результатах поиска. И чем больше аудитория поискового сервиса, тем больше рекламы компания может продать. Снижение доли поиска пока не отразилось на выручке «Яндекса», так как его позиции сильны на настольных ПК, где поиск монетизируется лучше, чем на мобильных устройствах.

Именно из-за поисковой доли у российской компании возник спор с Google. В начале 2015 г. «Яндекс» пожаловался в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на то, что американский поисковик ущемляет права конкурентов при использовании принадлежащей ему операционной системы Android. По данным «Яндекса», Google вынуждал производителей мобильных устройств предустанавливать его собственные сервисы, в том числе поиск, на приоритетных местах на экранах смартфонов. Кроме того, Google запрещал производителям устройств предустанавливать сервисы конкурентов.

ФАС признала Google нарушителем закона о защите конкуренции, предписала устранить нарушения и оштрафовала компанию на 438 млн руб. Недавно Google и ФАС подписали мировое соглашение: Google обязался исключить из контрактов с вендорами запретительные условия и предоставить российским пользователям окно выбора поисковой системы на смартфонах Android. После этого «Яндекс» заявил, что это приведет к росту его доли рынка.

Если падение доли вызвано только изменением методологии, то это не является проблемой для компании, считает аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Тем не менее доля «Яндекса» и дальше будет падать на фоне постоянного роста мобильного трафика, полагает он. Ждать же быстрого эффекта от соглашения ФАС с Google не приходится, так как условия коснутся только новых пользователей устройств Android.