Регионы рискнут сами

Регионы будут сами решать, какие проверки проводить, только при риске нарушений. Так нагрузку не снизить, предупреждает бизнес
Сейчас риск-ориентированный подход применяется исключительно по решению правительства. Но касается только федеральных проверок/ Виталий Белоусов/ ТАСС

Минэкономразвития опубликовало проект поправок в закон о госконтроле, разрешающих регионам применять риск-ориентированный подход – не проводить проверку, если нет риска нарушений. Виды такого контроля и критерии рисков определят сами регионы. Для части проверок новые правила станут обязательными – их определит правительство.

Сейчас риск-ориентированный подход применяется исключительно по решению правительства. Но касается только федеральных проверок. Пожарного, санитарно-эпидемиологического контроля, надзора в сфере связи, перечисляет представитель Минэкономразвития (работающих по таким принципам ФНС, ФТС, Росфинмониторинг, ФАС закон о госконтроле не регулирует. – «Ведомости»).

Минэкономразвития предложило распространить риск-ориентированный подход еще на 35 видов федерального и регионального контроля, например земельный, жилищный, ветеринарный. Другие виды проверок регионы смогут переводить на эти принципы добровольно. Правительство определит лишь общие требования, пояснил представитель Минэкономразвития.

По данным Минэкономразвития, в 2016 г. было проведено более 420 000 региональных проверок (21%, см. график). Местные инспекции, например, сами проверяют размещение наружной рекламы и торговых площадок, проводят земельные проверки, говорит вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. Риск-ориентированный подход при планировании регионального контроля только начинает внедряться и практически не работает, отмечает вице-президент по корпоративным отношениям РСПП Александр Варварин. Причем федеральные и региональные, а также муниципальные проверки показывают разную динамику. С 2010 по 2016 г. число федеральных проверок сократилось на четверть. А вот количество региональных проверок в 2010–2015 гг. выросло в 2,6 раза, муниципальных – почти утроилось. Но в 2016 г. произошел перелом, и их число тоже сократилось.

Эксперты НИУ ВШЭ насчитали в 2016 г. 212 видов госконтроля – на 3% больше, чем в 2014 г. У более чем половины контролеров нет регламента. В регионах ситуация еще хуже, жалуется федеральный чиновник. 90% издержек бизнеса связано с дублированием требований, оценивало открытое правительство.

Если не обязать регионы применять риск-ориентированный подход, ситуация не изменится, предупреждает Корочкин. Контролерам выгодно находить максимально много нарушений, согласен индивидуальный предприниматель.