Nokia не забыли в России

В России начались продажи телефона Nokia 3310, перевыпущенного HMD Global. Аппарат пользуется спросом, но на рынок кнопочных телефонов это вряд ли повлияет
Кнопочный аппарат стоит 3990 руб./ Emilio Morenatti / AP

Продажи Nokia 3310 (бренд принадлежит финской HMD Global) начались в России 16 мая. Кнопочный аппарат стоит 3990 руб. Сколько телефонов удалось продать в первые дни, представители HMD и ее партнеров не говорят. В первой партии Nokia 3310, поступившей в Россию, было около 10 000 телефонов, утверждает источник, близкий к компании – партнеру HMD. С тем, что за первые дни HMD удалось продать в России порядка 10 000 Nokia 3310, согласен ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Поставки были значительно меньше – около 4000 аппаратов, утверждает человек, близкий к другой компании – партнеру HMD.

Изначально Nokia 3310 выпускался в 2000–2005 гг. По данным финского производителя, в мире было продано 126 млн таких аппаратов. Для сравнения: в период с 1991 по 1998 г. Nokia суммарно продала 100 млн телефонов. Сама Nokia называла 3310 самым продаваемым телефоном в мире. В нулевых Nokia была крупнейшим производителем мобильных телефонов: в 2000 г. она выпускала каждый третий продаваемый мире аппарат. Но в конце десятилетия доля Nokia начала резко снижаться – финский производитель не смог адаптироваться на новом рынке бесклавиатурных смартфонов (iPhone появился в 2007 г.). Из первой пятерки производителей смартфонов по отгрузкам на мировой рынок, по подсчетам IDC, она исчезла в III квартале 2012 г., а по итогам 2013 г. другая аналитическая компания – Gartner отвела ей менее 1% рынка смартфонов.

В «М.видео» первая партия новой Nokia 3310 была почти полностью раскуплена за несколько часов, рассказывает представитель торговой сети Валерия Андреева. Ритейлер рассчитывает восполнить дефицит в ближайшее время за счет новых поставок, говорит она. Продажи 3310 полностью соответствуют ожиданиям, утверждает Андреева.

МТС за несколько дней распродала почти все запасы Nokia 3310, в первые дни в ее салонах было продано несколько сотен телефонов, отмечает ее представитель Дмитрий Солодовников. Такие продажи свидетельствуют о высоком спросе, утверждает он. При этом покупателям смартфонов Nokia 3, 5 или 6 в своей рекламе МТС обещала Nokia 3310 в подарок.

Дефицит Nokia 3310 ощущает и «Связной» – на эту модель ажиотажный спрос, утверждает представитель «Связного» Сергей Тихонов. Спрос на новинку выше, чем на любой другой кнопочный телефон, замечает он. Учитывая сравнительно небольшую цену устройства, его приобретут и те, у кого была оригинальная Nokia 3310, и фанаты бренда, прогнозирует Тихонов. Бренд Nokia популярен в России: у многих покупателей он ассоциируется с высоким качеством, а также продолжительным сроком работы аппарата без подзарядки, рассуждает он.

Спрос на Nokia 3310 связан с ностальгией, в остальном аппарат мало чем примечателен и к тому же для кнопочного телефона стоит дорого, отмечает Муртазин. Поэтому, считает он, возрождение Nokia 3310 никак не скажется на российском рынке сотовых телефонов.

По данным компании – партнера нескольких ритейлеров, достоверность которых ранее подтвердили несколько участников рынка, в феврале 2016 г. в России было продано чуть менее 10,9 млн кнопочных телефонов (против чуть более 13 млн в 2015 г.). Из материалов следует, что в 2016 г. на кнопочные аппараты пришлось 29% общих продаж телефонов и смартфонов в штуках. В 2015 г. их доля составляла 33,2%.

По данным Telecom Daily, в 2016 г. доля Microsoft/Nokia в продажах кнопочных аппаратов составила 14,4% (годом ранее она равнялась 26,7%). С 1-го места Nokia сместилась на 3-е, уступив Alcatel (в 2016 г. на нее пришлось 16,9% продаж кнопочных телефонов в России) и Fly (15,6%).

Примерно четверть покупателей мобильных телефонов предпочитают кнопочные аппараты, говорит Тихонов. Обычные мобильные телефоны, как правило, выбирают те, кому достаточно базовых функций – возможности звонить, писать сообщения, слушать музыку, отмечает он. По словам Тихонова, кнопочные телефоны покупают пожилые люди, для которых важен яркий экран и крупные кнопки. Наконец, аппараты с кнопками покупают в качестве резервного телефона, утверждает Тихонов.

Nokia 3310 будет пользоваться огромным спросом в своей нише, но очевидно, что кнопочные телефоны уже не догонят по популярности смартфоны, отмечает директор департамента закупок «Евросети» Алексей Широков.