Транзитом через Европу

Российские холдинги смогут и дальше использовать для налоговой экономии «транзитные страны». Они не стали радикально ужесточать свои налоговые соглашения
Российские холдинги смогут и дальше использовать для налоговой экономии «транзитные страны»/ Reuters

Подписанная в среду 67 странами конвенция по борьбе с размыванием налоговой базы (MLI) не создаст серьезных проблем для российских компаний. Она позволяет странам одновременно пересмотреть соглашения об избежании двойного налогообложения. Но наиболее популярные у российского бизнеса «транзитные юрисдикции», среди которых Кипр, Люксембург, Нидерланды, не стали их радикально ужесточать, рассказали федеральный чиновник и два налоговых консультанта, участвующих в совещаниях Минфина.

Жесткий вариант мог обернуться серьезными проблемами для бизнеса – льгот по соглашениям лишились бы все компании, которые не ведут активного бизнеса и не получают основного дохода от него. Это резко увеличило бы налоги по операциям с иностранными структурами, через которые переправляются в офшоры дивиденды, проценты по займам и т. д. Например, по соглашению с Кипром с дивидендов и процентов нужно заплатить всего 5 и 0%, без льгот ставки вырастают до 15 и 20% соответственно.

Транзитный отток

В 2015 г. приток инвестиций из стран, которые традиционно использовались для транзита капитала, – Люксембурга, Кипра и Нидерландов – сменился оттоком. Активы передавались в прямое владение их российским бенефициарам, объясняли юристы. В 2016 г. с Кипра в Россию пришло $200 млн, в Люксембург отток продолжился.

ОЭСР призывает проверять реальность бизнеса компании, получающей доход из другой страны. Стандартный способ – тест, который оценивает смысл создания компании, например, может ли она распоряжаться деньгами. Но есть и более жесткий вариант – льгот может лишиться компания, которая зарабатывает только на пассивных доходах (дивиденды, проценты) и не ведет активного бизнеса (торговля, производство). Такие холдинги в «транзитных странах» с иностранными акционерами не смогли бы воспользоваться льготами, объясняет старший юрист Baker McKenzie Артем Торопов. Их лишились бы корпоративные и финансовые центры холдингов. Первый способ – минимальный стандарт для участия в конвенции, а второй зависит от двухсторонних договоренностей участников MLI, передал через представителя замминистра финансов Илья Трунин.

Согласившись на такое ограничение, страны стали бы менее привлекательными для создания холдингов. Иногда компании в них создаются по корпоративным причинам, говорит партнер KPMG Наталья Вальковская. Но с налоговой точки зрения они уже не были бы эффективными, отмечает Торопов.

Впрочем, и без MLI пользоваться льготами все сложнее, говорит Вальковская, налоговики уже оценивают активность и деловую цель создания компаний. Последние два-три года бизнес отказывается от технических компаний, например на Кипре или в Люксембурге. По данным «СПАРК-Интерфакса», на конец 2016 г. у российских компаний было на 2% меньше иностранных компаний-совладельцев, чем в 2015 г. Росло число компаний с Сейшельских островов и из Белиза, а из европейских юрисдикций (включая Кипр) – снизилось.