«Связной» поработает на «Совесть»

В «Связном» появятся карты рассрочки «Совесть». Распространять финансовые продукты ритейлерам теперь выгоднее, чем продавать сим-карты
Благодаря «Совести» «Связной» рассчитывает повысить продажи товаров и услуг в своей сети/ Евгений Разумный/ Ведомости

Консультанты «Связного» начнут выдавать карты рассрочки «Совесть» более чем в 2700 салонах по всей России – об этом «Ведомостям» рассказали представители эмитента карты Qiwi и «Связного». В салонах ритейлера можно будет пополнить карту и получить консультацию по ее обслуживанию, рассказывает представитель «Связного» Сергей Тихонов. Сколько карт рассрочки планируется выдать в «Связном» и сколько Qiwi заплатит за это ритейлеру, их представители не говорят. Тихонов отмечает, что вознаграждение за привлечение пользователей соответствует аналогичному показателю для других кредитных карт, представленных в магазинах ритейлера. Человек, близкий к одному из участников проекта, утверждает, что за выдачу каждой карты «Связной» может получить 1500–3000 руб. По прогнозу менеджера одного из сотовых ритейлеров, за год ритейлер сможет раздать несколько сотен тысяч таких карт, т. е. его доход может составить несколько сотен миллионов рублей. Другой человек из числа участников говорит, что ритейлер может продвигать до 100 000 подобных карт в год.

Qiwi начала выпускать «Совесть» в ноябре 2016 г. По словам представителя Qiwi, ежемесячно она получает около 450 000 заявок на выдачу карты. Сколько заявок удовлетворяется, он не уточнил. В отличие от классических кредитных карт ставка по «Совести» на период рассрочки для держателя (до года) – 0%. Комиссию Qiwi (в среднем 3–6% от суммы покупки) платят продавцы товаров и услуг.

Сколько принесет розница

4 млн карт рассрочки рассчитывает выдать Qiwi к 2020 г. при участии розницы. Сейчас карта доставляется заказчикам с курьерами в 630 населенных пунктах, а также выдается через несколько десятков пунктов выдачи в крупных городах

Благодаря «Совести» «Связной» рассчитывает повысить продажи товаров и услуг в своей сети. Этой картой может расплатиться покупатель, которому в кредите отказал другой банк, говорит Тихонов. 25% смартфонов и планшетов в «Связном» в этом году приобретается на заемные средства, рассказывает он.

«Совесть» заинтересовала не только «Связной». МТС развивает продажи разных финансовых продуктов, сейчас она оценивает перспективы продукта, утверждает представитель оператора Дмитрий Солодовников.

Обычно за выдачу кредитной карты банки платят розничным сетям 1000–2000 руб., отмечает менеджер одного из ритейлеров. За подключение сотового абонента ритейлер в среднем получает 500–600 руб., утверждает он. Продажа финансовых продуктов, с одной стороны, более доходна, с другой – их покупателей меньше, чем тех, кто приобретает сим-карты, отмечает он. По словам этого человека, в его розничной сети доля операционной прибыли от финансового бизнеса уже сравнялась с долей прибыли от продажи сим-карт и составляет примерно 30%. Но операционная прибыль от финансовых сервисов растет примерно на 10% в год, а платежи операторов не растут, разводит он руками.

В 2017 г. контракты операторов формируют примерно такую же долю и в выручке, и в прибыли «Связного», что и годом ранее, говорит Тихонов. Доля финансовых сервисов в общих продажах ритейлера в первом полугодии, напротив, увеличилась, отмечает он.

Сейчас доходы сотовых ритейлеров от продажи сим-карт снижаются – порог насыщения практически достигнут, новых подключений становится меньше, а после того как из не принадлежащих мобильным операторам ритейлеров на рынке остался только «Связной», у операторов отсутствует необходимость агрессивно стимулировать розницу, выплачивая дилерам бонусы за привлечение новых абонентов, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Также ритейлеры сталкиваются с сокращением оплаты услуг сотовых операторов, так как эти платежи уходят в банки, отмечает он. Частично выпадающие доходы компенсируют более сложные финансовые продукты, например кредитные карты, доля доходов и прибыли от продажи которых в выручке ритейлеров динамично растет, утверждает Бурмистров.