Максим Воробьев увеличил улов

«Русская аквакультура» справилась с болезнями рыб и строит большие планы на будущее / Photoxpress

Выручка «Русской аквакультуры», специализирующейся на выращивании красной рыбы, в январе – июне 2017 г. выросла в 9,3 раза год к году – до 3,34 млрд руб., сообщила компания данные управленческой отчетности. Показатель EBITDA без учета переоценки биомассы составил почти 1,5 млрд руб., а в январе – июне 2016 г. у компании был убыток. Рентабельность этого показателя составила в отчетный период 44%.

Основной акционер «Русской аквакультуры» – брат губернатора Подмосковья Максим Воробьев, у него 47,9% акций, по данным отчета за I квартал 2017 г. Еще 23,5% принадлежит совладельцу «Самолет девелопмента» Михаилу Кенину, 23,4% – у УК «Свиньин и партнеры».

Погода помогла

«Красную рыбу едят, когда холодно. Вот все хорошо с продажами сейчас. На редкость хорошо», – прокомментировал Соснов рост продаж с начала 2017 г. в интервью Reuters.

Рост показателей «Русской аквакультуры» связан с ростом продаж рыбы в натуральном выражении, пояснил гендиректор компании Илья Соснов. Начало прошлого года было менее удачным – тогда продаж практически не было, потому что рыба только подрастала в садках, говорит он. А в 2017 г. компания увеличила производство рыбы более чем в 7 раз год к году до 8400 т.

В последние три года компанию одолевали трудности. В августе 2014 г. Россия запретила импорт рыбы из Норвегии, на которую приходилась основная часть продаж дистрибуторского подразделения «Русской аквакультуры» – Русской рыбной компании (РРК). Цены выросли, и спрос на продукцию упал. Впоследствии РРК была продана. Также существенные убытки «Русской аквакультуре» принесли болезни рыб: лососевая вошь и миксобактериоз.

В 2016 г. производителю удалось остановить распространение заболеваний, а рыба в садках выросла, сообщала компания ранее в годовой отчетности по МСФО. Компания стала лучше контролировать биологические риски, применять лучшие мировые практики по кормлению рыб, объяснял в апреле 2017 г. «Ведомостям» Соснов.

Показатели за полгода доказывают эффективность выбранного курса развития, полагает Соснов: компания сосредоточилась на аквакультуре, бизнесе с высокой доходностью и повышении операционной эффективности. Компания намерена развиваться «по пути создания крупнейшего вертикально-интегрированного игрока в сегменте аквакультуры», сказано в ее сообщении.

Теперь компания строит амбициозные планы: к 2025 г. «Русская аквакультура» хочет войти в топ-10 мировых производителей красной рыбы, говорится в ее годовом отчете. К тому времени она планирует увеличить производство примерно вшестеро – до 40 000 т рыбы в год.

В начале июля компания сообщила о покупке Villa Smolt в Норвегии, владеющей лицензией на производство до 5 млн шт. смолта, т. е. мальков, в год. В 2018 г. компания планирует закупить два-три садковых комплекса у норвежских производителей, сказал Соснов Reuters.

Чтобы привлечь средства на развитие, компания планирует SPO в размере $50 млн, говорили ранее Соснов и Воробьев. Воробьев и сам готов инвестировать в компанию, заявлял он «Ведомостям»: «Я верю в этот проект и планирую участвовать в дополнительной эмиссии». Потребление рыбы в 2016 г. составляло 19–20 кг на человека в год (для сравнения: в 2014 г. – 22 кг), по данным Росрыболовства.

Морепродукты и рыба – продукты, на которых россияне стали экономить сильнее всего, после кризиса в 2015 г. их потребление резко упало – на 25 и 13% соответственно год к году, сообщала компания GfK. Потребители все еще продолжают экономить на рыбе и морепродуктах, выбирая более дешевые источники белка – например, куриное мясо, говорит аналитик Газпромбанка Дарья Снитко. Но из-за запрета импорта рыбы из стран – основных поставщиков в России появилась необходимость заместить импорт, это дает возможность увеличить производство российским компаниям, считает она.