Налог для майнера

Создают код или добывают условный ограниченный ресурс сами пользователи за счет вычислительной мощности компьютера/ М. Стулов / Ведомости

Кремль раскрыл свои поручения ЦБ и правительству по регулированию криптовалют. До 1 июля 2018 г. они должны описать в законодательстве статус криптовалют, технологии распределенных реестров (блокчейн), а также токена и смарт-контракта, говорится в поручениях президента России Владимира Путина, опубликованных на сайте Кремля. Также ЦБ и правительству предстоит выработать требования к майнингу (вычислению криптовалют на IT-оборудовании), причем майнеров ждет регистрация. Кроме того, их обложат налогом, каким – пока не известно.

Криптовалюта (самая известная из них – биткойн) – это программный код, который не регулируется ни одним банковским надзорным органом в мире и не имеет эмиссионного центра. Создают код или добывают условный ограниченный ресурс сами пользователи за счет вычислительной мощности компьютера. Криптовалюту можно добыть самостоятельно или купить на зарубежных торговых площадках.

Идея собирать налоги с майнеров не оригинальна. В 2015 г. служба внутренних доходов США выпустила разъяснение о том, что с полученных от майнинга доходов должны выплачиваться налоги, отмечает партнер адвокатского бюро «Бузько и партнеры» Роман Бузько.

Мнение США и Европы

В Европе криптовалюта не считается товаром и НДС не взимается – так в 2015 г. решил суд Евросоюза. В США ограниченное правовое регулирование криптовалют. Налоговая служба в 2014 г. определила, что для целей федерального налогообложения виртуальная валюта рассматривается как имущество. А к ее продаже и обмену применяются требования законодательства о банковской тайне.

О том, что налогообложение – ключевой вопрос регулирования криптовалют, говорил на прошлой неделе министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров. Но это невозможно решить постановлением правительства – нужны поправки в налоговое и бюджетное законодательство, объяснял министр.

Собирать налоги с майнеров будет проблематично хотя бы потому, что непонятно, кто и как будет их выявлять, считает владелец майнинговой фермы Тимофей Ра. Теоретически крупные фермы можно вычислить по значительному энергопотреблению, рассуждает он. Вероятно, регистрировать будут лишь крупных майнеров, а небольших просто игнорировать, прогнозирует Ра. Можно заставить майнеров платить налоги, сделав обязательной продажу произведенной криптовалюты через российскую биржу, но в поручениях президента об этом ничего не говорится, указывает Ра. Он предполагает, что это следующий этап. Ему известно, что вопрос о создании биржи сейчас активно обсуждает отраслевое сообщество.

Также президент поручил описать в законодательстве другой важный элемент – ICO (initial coin offering – первичное размещение криптовалют). За основу он предложил взять практику IPO (initial public offering – первичное размещение ценных бумаг).

Если ICO приравнять к IPO, это фактически убьет подобную практику привлечения средств, уверен Бузько. Ни одно ICO не сможет выполнить всех требований бирж и регуляторов, которые предъявляются при размещении акций. ICO – это самая ранняя стадия привлечения финансирования, а IPO проводят уже зрелые компании, указывает Бузько.

Разместить акции на бирже сейчас стоит как минимум 7 млн руб., а небольшие компании зачастую стремятся привлечь через ICO от 5 млн руб., говорит разработчик криптовалюты Bitcoen (предназначена для упрощения расчетов еврейской общины) Вячеслав Семенчук. Он опасается, что осложнение процедуры ICO может лишить малый и средний бизнес инструмента привлечения инвестиций.

Представители ЦБ и правительства не ответили на запросы «Ведомостей».