«Читатели газет в Неаполе» о конкуренции в России

В Третьяковской галерее, где собраны картины исключительно русских художников, тоже немало таких произведений/ Евгений Разумный / Ведомости

Что получится, если сравнить художественные галереи с мировым именем по антимонопольным мотивам в их коллекциях? Первую строчку в таком рейтинге, на наш взгляд, заняла бы Лондонская национальная галерея – например, с залом, где выставлены изображающие рынки картины Иоахима Бейкелара. И это соответствует оценке антимонопольного ведомства Великобритании в Global Competition Review – «отлично». Второе место мы бы отдали венскому Музею истории искусств с коллекцией произведений Питера Брейгеля Старшего: его «Игры детей» показывают ситуацию идеальной конкуренции, а «Вавилонская башня» – конкуренцию между народами. Третье место занял бы наш Эрмитаж с его «антимонопольной коллекцией» в первую очередь той же фламандской живописи, например картиной Франса Снейдерса «Птичий концерт». Федеральное конкурентное ведомство Австрии и российская ФАС закончили 2016 г. с оценкой «хорошо».

В Третьяковской галерее, где собраны картины исключительно русских художников, тоже немало таких произведений. Среди них шедевр Ореста Кипренского «Читатели газет в Неаполе». Люди на полотне сосредоточены и напряжены. Один из них читает вслух буквально скомканную им газету. Общеизвестное толкование: на картине изображены русские в Италии, обсуждающие статью из французской La Gazette о польском восстании 1830 г. Но участники антимонопольной конференции «Ведомостей» предложили свое толкование, и каждый из них нашел в картине родные ему мотивы. Курирующий в ФАС иностранные инвестиции Андрей Цыганов предположил, что это иностранные инвесторы читают поправки в закон об их допуске в стратегические отрасли. А борющийся с картелями Андрей Тенишев нашел в картине близкий ему сюжет: «Участники картеля в Неаполе перечитывают картельное соглашение» – есть версия, что слово «картель» произошло от итальянского carta, напомнил он.

Андрей Рего из МТС предположил, что это «российские туристы в Неаполе из французской газеты узнали об отмене роуминга в России». Юрист Николай Вознесенский заметил, что изображенный на картине дымящийся Везувий был для современников Кипренского символом революции: «Полагаю, что господа узнают об очередной революции в антимонопольном праве, на этот раз связанной с объявленным Игорем Ивановичем Шуваловым [первый вице-премьер] распространением антимонопольного закона на сферу интеллектуальной собственности». А экономист Андрей Шаститко увидел на картине «обсуждение проекта создания единого экономического пространства, устранения таможенных барьеров и обеспечения общих правил конкуренции в Италии». Консультирующая по закупкам Екатерина Смирнова решила, что это «участники процедуры закупки, взволнованно читающие требования заказчика. А центральная фигура со взглядом, полным отчаяния, – юрист, который знает, что в свете последних решений Верховного суда жаловаться на заказчика бесполезно». Наконец, адвокат Артур Рохлин передал настроения бизнеса: «На картине изображены руководители крупных промышленных предприятий, которые получили предписание от ФАС и очень озадачены его содержанием: одни думают, как предписание исполнять, другие уже попросили подготовить к отплытию яхты. Малый же бизнес в лице пёсика грустно думает: «Боже! За что это все мне?!»