Госдолг не мишень для санкций

Пострадает не только Россия, предупреждает минфин/ Андрей Гордеев / Ведомости

Повышение стоимости займов, давление на рост экономики, дестабилизация финансовых рынков, усиление напряженности в банковском секторе, необходимость менять бюджетную и денежную политику – перечислил минфин США последствия возможных санкций для новых выпусков гособлигаций России и деривативов. Его доклад оказался в распоряжении Bloomberg, которое разместило документ на сайте.

Но пострадает не только Россия, предупреждает минфин: санкции спровоцируют «негативные последствия для глобальных финансовых рынков и компаний». К тому же они «приведут к ответным мерам России против интересов США», могут ударить по конкурентоспособности крупных американских управляющих активами, а единство санкционной политики будет подорвано, если к США не присоединятся ЕС и другие партнеры.

29 января минфин США должен был представить конгрессу два доклада: со списком высокопоставленных чиновников и бизнесменов, близких к российской власти, а также с оценкой последствий возможных ограничений на операции с российским публичным долгом. Доклад о долге опубликован не был, а «кремлевский доклад» оказался формальным. В него минфин включил часть чиновников администрации президента, членов правительства, руководителей силовых ведомств, обеих палат Федерального собрания и некоторых госкомпаний и госбанков. А список бизнесменов был взят из рейтинга миллиардеров Forbes. Министр финансов Стивен Мнучин заявил, что мгновенные санкции фигурантам списка не грозят, но в конечном итоге документ к ним приведет.

Доклад о долге рынок расценил как еще один сигнал о нежелании Белого дома вводить санкции против рынка ОФЗ, указывает директор аналитического департамента «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов. «Учитывая размер российской экономики, ее взаимосвязанность и место на мировых рынках активов <...> последствия могут сказаться» на американском бизнесе, говорится в докладе. Для хеджирования рыночных рисков инвесторы используют такие связанные с долгом производные инструменты, как валютный и процентный свопы, а также кредитно-дефолтные свопы (CDS). Дефолт в августе 1998 г. вызвал крах крупнейшего хедж-фонда LTCM, а ФРС пришлось предоставлять ликвидность, чтобы предотвратить финансовый кризис, напоминает Тремасов.

Рынок почти не отреагировал на новости о новом докладе минфина США, говорит старший аналитик по облигациям БКС Игорь Рапохин. По его мнению, доклад о долге не стал неожиданностью: после «кремлевского доклада» позитив уже был во многом отыгран. «Отсутствие риска санкций = дальнейшее снижение доходностей ОФЗ», – написал в отчете главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Полевой: ралли на рынке ОФЗ «запросто может продолжиться в течение 2018 г.».

Moody’s за несколько дней до публикации «кремлевского доклада» повысило прогноз рейтинга России со «стабильного» на «позитивный». Затем старший вице-президент Moody’s Кристин Линдоу сказала Reuters, что сам рейтинг может быть повышен до инвестиционного уровня в течение 1–1,5 года. «Согласно нашему анализу экономика и государственные финансы в хорошем состоянии и могут справиться с новыми санкциями», – отметила Линдоу. Это признают и в американском минфине: «Взвешенная денежная и бюджетная политика российского правительства привела к замедлению инфляции и снижению бюджетного дефицита, при этом госдолг остался на низком уровне». Однако «среднесрочные перспективы экономики остаются невыразительными из-за структурных слабостей российской экономики и сохраняющегося санкционного давления со стороны США и ЕС». По итогам 2017 г. ВВП России вырос после двух лет падения всего на 1,5%, показала первая оценка Росстата. Это ниже прогнозов как правительства, так и ЦБ (2,1 и 1,7–2,2% соответственно).