Сложная конструкция

Времена, когда произносились мантры о прозрачности и скрупулезной отчетности благотворительных фондов, прошли. Прежде всего это касалось расходования средств, но теперь всякий уважающий себя фонд отчитывается безукоризненно: подробно и вовремя, а большие фонды – еще и в режиме онлайн. В диалоге Александры Александровой из комитета общественных связей Москвы и Елены Тополевой из Агентства социальной информации меня удивил рассказ о том, что люди не всегда осознанно выбирают благотворительную организацию, в которую отдают деньги, потом не слишком беспокоятся проверить, куда они пошли, и даже не обращают внимание, есть ли вообще отчет на сайте. Кто бы мог подумать? Но это результаты опросов. Тополева поэтому призывает «воспитывать не только грамотных и эффективных получателей средств, но и грамотных и эффективных жертвователей». Однако такое «филантропическое невежество» вряд ли касается бизнесменов, топ-менеджеров и акционеров компаний с корпоративными благотворительными фондами и уж тем более миллионеров/миллиардеров, учредивших именные фонды. Кроме того, сейчас уже мало говорить о целевом расходовании средств – конструкция, связанная с оценкой и анализом благотворительной деятельности, гораздо сложнее.

Бизнес умеет считать отдачу от инвестиций, но в случае с социальными инвестициями она гораздо труднее поддается подсчетам, действует другая арифметика и вообще не всегда арифметика. Во-вторых, проблема не исчерпывается подсчетом внутри отдельной программы с ежегодными или долгосрочными ориентирами. Филантропия и еще шире – корпоративная социальная ответственность (КСО) встраиваются в бизнес-стратегию, в развитие территорий присутствия, во взаимоотношения с властью. И, кстати, нет ничего стыдного, если в дискурсе о благотворительности присутствуют слова «пиар» и «джиар». Пиар – потому что сострадание и желание участвовать в процессе «сделаем мир лучше» не противоречит заботе о репутации компании. Социальное партнерство с государством – цивилизованная форма взаимодействия, а не оброк, который, как бывало раньше, требовали от крупных компаний в обмен на зеленый свет их бизнесу в той или другой губернии.

Проблема сейчас в том, чтобы оценке и анализу эффективности благотворительности и КСО сопутствовала хорошая методология. Совместный проект «Ведомостей», PwC и ассоциации «Форум доноров» с ежегодным рэнкингом – «Лидеры корпоративной благотворительности» – за 10 лет существования доказал свою состоятельность, а в прошлом году «Форум доноров» возродил после трехлетнего перерыва всероссийский конкурс годовых отчетов некоммерческих организаций «Точка отсчета», но примеров должно быть больше. Участники конференции «Благотворительность в России» верно заметили, что место в рейтинге или конкурсе не самоцель. Но никто не отменял того обстоятельства, что соревнование – это стимул к развитию. Вместе с такими проектами совершенствуется и методология. А несколько участников конференции произнесли поистине необычные слова о том, что оценка благотворительности должна стать «приключением», «открытием». Чувствуете? Открытием, а не актом контроля.

И в заключение скажу, что, несмотря на сухую вроде бы тему нынешней конференции, она получила высокую эмоциональную тональность, которую задал выступивший первым на пленарной сессии епископ Пантелеимон. Его обращение к философии, к таинству страдания и сострадания участники дискуссий попытались примерить к прагматическим дефинициям. И у многих получилось.