Связующая нить

Менеджеры конференции «Благотворительность в России» рассказывают об истории картины Владимира Маковского, использованной в оформлении зала

Обсуждая в октябре 2017 г. концепцию очередной ежегодной конференции о благотворительности, мы решили, что ее темой будет оценка эффективности благотворительных программ – как потом выяснилось, тема довольно сухая и сложная для восприятия. И тогда мы придумали бонус для участников, сделав сессию, посвященную истории благотворительности в Российской империи.

Вдохновение пришло месяц спустя, в командировке в Санкт-Петербурге. Поиск идеи привел нас в Русский музей, где мы мы впечатлились картиной Владимира Маковского «Ночлежный дом». Интересно было наблюдать, многие ли посетители Русского музея остановятся, чтобы взглянуть на нее пристальнее. Картина, бесспорно, трогала людей и привлекала внимание. Сюжет и герои перекликались с темой нашей конференции, и мы использовали ее в оформлении зала.

В московском офисе «Ведомостей» на Полковой мы продолжили изучение творчества Маковского. Из русских художников во времена Александра II Маковский, пожалуй, активнее всех призывал общество к благотворительности. Бытовые сюжеты его картин («Свидание», «В приемной у доктора», «Посещение бедных», «Две странницы», «Приезд учительницы в деревню») поднимали острые социальные проблемы, а их героями были простые люди.

Александр II начал эпоху экономического подъема в России. Освободив крестьян, он создал свободный рынок труда и дал толчок промышленному производству, начал массовое строительство железных дорог, при нем была создана система частных банков и развивался экспорт зерна и сахара – российская экономика интегрировалась в мировую. Изменения затронули и общество: появился новый богатый слой из промышленников, банкиров, торговцев, а также новый бедный класс – рабочие.

В Российской империи к тому времени уже существовала благотворительность, но на этом поприще доминировало главным образом государство в лице Ведомства учреждений императрицы Марии и Императорского человеколюбивого общества. Появление во второй половине XIX в. «новых богатых» и «новых бедных» подтолкнуло ее развитие. Это время можно назвать золотым веком благотворительности: именно тогда было основано 95% всех благотворительных обществ и 82% благотворительных заведений Российской империи.

Немногие посетители Русского музея знали, что картина «Ночлежный дом» написана с натуры. Ночлежка находилась в Москве, в Трехсвятительском переулке, и принадлежала братьям Ляпиным. За вход денег не брали, поэтому у ее дверей выстроилась длинная очередь из страждущих. Открывалась ночлежка в 6 часов вечера, а утром, в 7 часов, всех выгоняли на улицу для уборки и дезинфекции помещения. Дом находился в трех шагах от Покровского бульвара и граничил с богатым районом, заселенным купцами и иностранцами. Юлия Тимофеевна Крестовникова, дочь фабриканта Морозова, чей дом находился напротив, приложила массу усилий, чтобы избавиться от беспокойных соседей. На деньги родителей она выкупила дом у Ляпиных и под обещание построить новую ночлежку закрыла ее. Новое учреждение появилось у Белорусского вокзала на ул. Пресненский Вал, 15.