«Москва становится душевной»

Недавно мы провели социологический опрос москвичей. Исследование показало, что 80% москвичей за последние два года так или иначе помогали чужим людям в любой форме, 70% участвовали в благотворительности, помогали деньгами, вещами.

Но это же исследование показало: очень мало людей в Москве знают общественные организации, фонды, всего лишь 20% знают, доверяют им и делают свой выбор осознанно, помогая им, перечисляя деньги, участвуя в проектах. В волонтерстве ситуация уже чуть другая, в нем участвует пока 10% москвичей, но 50% из них – через волонтерские центры и организации. А вот помогают люди просто самостоятельно. Поэтому мой ответ на вопрос, нужна ли оценка благотворительности: очень нужна. Люди должны понимать, в какую организацию правильно вложить свои средства, помощь, отнести вещи. Тогда эта помощь дойдет до адресата, проект получит социальный эффект, а не просто определенное количество звонков. Это одна из тех задач, которую мы должны решать вместе, потому что тогда меняется лицо города, и мы становимся другими, и у Москвы появляется лицо, Москва становится душевной.

Есть вторая часть, для нас очень важная. Мы, как мэрия, реально инвестируем в НКО очень большие деньги – это 4 млрд руб. Только через гранты мэра на проектную деятельность финансируется уже 400 млн руб., это одно из последних решений. И конечно, когда мы помогаем НКО как государство деньгами налогоплательщиков, мы должны очень четко понимать, насколько эффективно потрачены эти деньги. Мы очень много последние три года трудились над оценкой эффективности. Любой человек, как в бизнесе, так и в НКО, сопротивляется оценке, это очевидно. Тем более тяжело это делать в общественном секторе, когда социальный эффект может быть отложен, причем надолго. Когда инвестиции или ресурсы, которые мы затратили в проект, очень разные и когда нужно применять именно индивидуальный подход, потому что каждая ситуация уникальная.

Мы пригласили смелые общественные организации, так и сказали: кто из вас смелый, придите к нам и публично, перед всей аудиторией, с трансляцией в интернет расскажите о своем проекте. Мы сделали своеобразные публичные слушания, где как раз говорили, как можно оценить этот проект, какая методика, что привело к этому эффекту, сработала ли эта методика или она оказалась не очень эффективной. Какими ресурсами вы смогли достичь этого эффекта? Из зала было всегда очень много вопросов. А мы это делаем дешевле, а мы это делаем с двумя тренерами, а у вас их 10, а сколько волонтеров вы привлекли и т. д. Это было очень круто, потому что так мы стали формировать культуру хотя бы толерантного отношения самих общественных организаций к оценке.

Следующим нашим шагом было формирование библиотеки. Мы привлекли всем известную компанию KPMG, которой отдали весь архив проектов и кейсов и сказали: пожалуйста, возьмите и проанализируйте, насколько эффективны были эти проекты. Давайте попробуем создать библиотеку кейсов и методик, которые можно оценить. И такая библиотека сейчас появилась. Что она оценивает? Понятно, что есть разные стадии оценки проектов и там есть свои показатели, но мы попросили сформировать три основные группы критериев, достигла ли организация своей цели. Чтобы это конкретизировать, мы сказали: давайте посмотрим, как сработали те или иные шаги на этапах достижения цели. Шаги – это конкретные действия, это методики, события, мероприятия, и мы их тоже будем оценивать. Еще мы решили посмотреть: ресурсы, которые вы привлекаете, использовались эффективно? Мы в правительстве Москвы любим все считать – чиновников посчитать, кто из них эффективен, сократить часть неэффективных... Есть показатели, которые счетные. Например, бухгалтер – есть нормативы, что нормальный бухгалтер в месяц должен делать такое-то количество проводок условно. Кадровик нормальный должен обслуживать 100 сотрудников и т. д. Такие счетные показатели, наверное, можно применять и в целом.

Сейчас, когда мы сформировали такую гигантскую библиотеку, мы также хотим призвать смелых (мы не навязываем эту методику) к эксперименту: есть методика – хотите, мы вас с ее помощью оценим? Мы думаем для смелых дать некую мотивацию и, возможно, дополнительные баллы для тех, кто придет и будет участвовать в конкурсе «Гранты мэра».

Текст подготовлен по выступлению на XIV ежегодной конференции «Благотворительность в России», проведенной газетой «Ведомости» 5 марта 2018 г. в Москве