Золотая середина

Екатерина Дербилова, редакционный директор газеты «Ведомости»: Каким должен быть правильный баланс между разными источниками энергии? Сколько должна составлять доля возобновляемой энергии для России?

Андрей Максимов, заместитель директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго: Позиция Минэнерго – должен быть взвешенный подход в сфере развития вообще всех видов энергетики, в том числе и возобновляемой энергии. Сейчас некая веха по поддержке ВИЭ, которая обозначена правительством.

Я напомню, что [по программе стимулирования использования ВИЭ (ДПМ ВИЭ) на период с 2013 до 2024 г.] примерно 5 ГВт мощности должно быть построено по разным типам генерации: солнечная, ветровая и т. д. Программа стоит достаточно дорого – порядка 3 трлн руб., если смотреть на весь период окупаемости. После 2024 г. правительство будет в очередной раз поднимать вопрос (на самом деле он уже сейчас поднимается): либо продолжение программы, либо сокращение. Если мы видим, что ВИЭ окупается уже сейчас, при нынешней поддержке, то сокращение программы и переход на полностью рыночное ценообразование для этих объектов.

Минэнерго занимает некую срединную позицию. Программа запущена, объекты построены. Но в последние два года [конкурсные] отборы показывают, что появилась достаточно хорошая конкуренция, особенно это касается ветроэнергетики. По заявкам, которые подают компании, видно, что отрасль переходит на окупаемость, а инвестиции начинают отбиваться. Поэтому мы видим возможность продления программы в рамках инфляционного потока, но с существенным сокращением ее ценовых характеристик. Предлагаем остановиться на том, чтобы продлить на горизонт за 2024 г. программу примерно в тех же объемах – порядка 5 ГВт мощностей. А капексы должны быть, по нашему мнению, минимум на 20–30% сокращены.

Екатерина Дербилова: Снизить процент возврата?

Андрей Максимов: Да.

Екатерина Дербилова: А на сколько?

Андрей Максимов: Процент возврата и капекс – предельный капекс – связаны между собой. На конкурсах правительство определяет предельный капекс, ниже которого уже торгуются компании: кто предложит ниже, тот побеждает.

Мы пока видим тему развития ВИЭ комплексно: это не должна быть 100%-ная поддержка за счет потребителей, надо переходить на истории с льготным кредитованием, на истории со снижением административных, технических и прочих барьеров по функционированию самих ВИЭ. Мы провели анализ и увидели, что большое количество затрат, которые компании несут при проектировании и строительстве ВИЭ, обусловлено как раз техническими ограничениями. Это вопросы подключения к сетевой инфраструктуре, взаимодействия с системным оператором, выделения земель, безопасности. Пару месяцев назад была принята программа по сокращению издержек и барьеров в строительстве и функционировании ВИЭ, мы начали по ней двигаться, для сокращения этих барьеров выйдет достаточно много нормативных актов. Это приведет к снижению стоимости строительства. Поэтому Минэнерго точно будет настаивать на снижении предельных капексов, которые сейчас зафиксированы в распоряжении 1-р (от 8.01.2009 с последующими изменениями от 28.05.2013 и от 28.07.2015. – «Ведомости»). Пока, как я сказал, речь идет о 20–30%.

Екатерина Дербилова: Вас не беспокоит, что из-за ослабления стимулирования все заводы, которые сейчас строятся (вы же вписали довольно серьезную локализацию), пойдут на металлолом?

Андрей Максимов: У нас вот какая логика. Мы поддерживаем повышенным капексом строительство заводов, инвестиции. А дальше эти заводы должны выходить на окупаемость как внутри страны, так и в поставках оборудования за рубеж. Понятно, что полностью, на 100%, мы прикрывать программу не собираемся. Но и дотировать на 100% капексы в прежнем размере считаем нецелесообразным. Инвестиции сделаны, теперь их надо окупать.

Текст подготовлен по выступлениям на конференции «Экологическая модернизация производственно-промышленного сектора экономики России», проведенной газетой «Ведомости» 4 апреля 2018 г. в Москве