Крымские скорости

Пока Крымский мост открыт для движения только пассажирского транспорта/ Алексей Мальгавко / РИА Новости

Утром 16 мая открылось автомобильное движение по новому Крымскому мосту. За первые сутки в направлении Керчи проехало около 10 700 автомобилей и около 10 000 – в сторону Тамани, сообщило управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» (входит в «Росавтодор»). Пока движение открыто только для легкового и общественного транспорта; осенью на мост обещают пустить грузовики, а полноценно он должен заработать в декабре 2019 г., когда откроется еще и железнодорожное сообщение.

Общая протяженность моста, протянувшегося через Керченский пролив, – 19 км. Его строительство началось в 2016 г. Общая стоимость – почти 228 млрд руб., а с подъездными путями – около 300 млрд руб.

Изначально планировалось, что движение легковых и грузовых автомобилей начнется одновременно этой осенью. На ускорении сроков настоял президент России. «Хотелось бы, чтобы люди могли воспользоваться к летнему сезону», – заявил Владимир Путин.

Сколько повезут

Четырехполосная автодорога Крымского моста способна принимать до 40 000 автомобилей в сутки. Максимальная скорость – 120 км/ч. Пропускная мощность двухпутной железной дороги – до 47 пар поездов в сутки. Они смогут проезжать мост со скоростью до 120 км/ч (грузовые – до 80 км/ч). Ожидается, что по железной дороге будет перевозиться до 9,5 млн т грузов в год против 2,5 млн т в настоящее время (с помощью паромной переправы), говорит заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Число пассажиров, которые воспользуются мостом, – более 14 млн в год. Проезд по мосту бесплатный.

Пуск поездов увеличит пассажирские и грузовые перевозки, переключив грузо- и пассажиропотоки с паромной переправы, думает Савчук.

«Мост позволит обеспечить стабильное пассажирское сообщение. В отношении грузового сообщения ждать сильного прорыва не стоит», – считает председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.

Гендиректор «Infoline-анали­тики» Михаил Бурмистров прогнозирует, что после запуска грузового движения перевозки вырастут в несколько раз до 3 млн т и более уже в 2020 г. – ведь резко возрастет скорость и надежность грузовых перевозок. «Паромная переправа в сложных погодных условиях работать не могла, что приводило к перерывам в работе и нестабильности сроков доставки грузов», – напоминает эксперт. Еще один бонус – это удешевление доставки. ­Например, в железнодорожном сообщении – в среднем на 50 000–70 000 руб. за вагон (такова сейчас стоимость паромной переправы груженого и порожнего вагона, а также накат вагона на паром в портах Кавказ и Керчь), подсчитал Бурмистров.

Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов также надеется на рост скорости перевозок и снижение их стоимости. Сейчас в себестоимость доставки на Крымский полуостров многие перевозчики включают цену билета на паром для водителя и транспортное средство, также учитывается плановый простой в ожидании погрузки, рассказывает он: «Эти затраты составляют от 10 до 15% от ставки маршрута из Москвы в Севастополь».

Чиновники говорят, что паромная переправа после открытия моста продолжит работать. Но со временем она закроется, считает Савчук: «Зачем кому-то платить, если можно доехать бесплатно на автотранспорте или за меньшие средства по железной дороге по мосту».

Что повезут

«Возможное снижение себестоимости доставки продукции однозначно улучшит привлекательность региона для крупных федеральных сетей и производителей из материковой России», – говорит Миронов.

По мнению Бурмистрова, основной объем перевозок будет приходиться на нефтепродукты, строительные грузы и потребительские товары в контейнерах. Также возможны перевозки угля на экспорт – в первую очередь угля, добываемого в Донбассе, считает он.

У Крыма «высочайшая потребность в модернизации текущей и строительстве новой инфраструктуры, строительные материалы для которой наиболее эффективно способна будет перевозить железная дорога», отмечает руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник. Протяженность автомобильных дорог общего пользования на полуострове – 6100 км, но основным нормативным требованиям удовлетворяет только 20% автодорожного фонда, говорит он. Материалы понадобятся и для новых автодорог, прежде всего строящейся трассы «Таврида». «Что касается железной дороги, то на сегодня общая длина путей Крымской железной дороги составляет 1325 км, из которых в ремонте нуждаются 539 км. Длина электрифицированных путей составляет 689 км, при этом около 92% всего электрооборудования выработало свой ресурс и также требует модернизации и замены», – говорит Слободяник.

Пробки сразу не объехать

Может, даже и хорошо, что грузовое движение по мосту начнется осенью, замечает Савчук: на автомобильных дорогах республики много узких горлышек, сами дороги двухполосные, с обилием перекрестков с левым поворотом, особенно в населенных пунктах в горной местности, что только усиливает проблему пробок.

Так что начало интеграции транспортной сети республики в общероссийскую пройдет менее болезненно, чем если бы поток грузовиков поехал в разгар туристического сезона, говорит он.

Впрочем, проблема пробок на существующих трассах будет сохраняться и в среднесрочной перспективе, продолжает Савчук. Дороги быстро расширить затруднительно, поясняет он: мешают или ландшафт вдоль трасс, или частная территория, а их выкуп – процесс небыстрый. Так что, скорее всего, власти на загруженных участках будут вводить ограничения для большегрузных машин в часы пик, думает Савчук. Критичным для перевозчиков это не будет, транспортные компании умеют подстраиваться, добавляет эксперт.

Для того чтобы регион мог переварить растущий поток автомобилей, в Крыму строится трасса «Таврида» стоимостью 166 млрд руб. Ее первый участок планируется запустить в декабре 2018 г. – от Керчи до Симферополя, а через два года – до Севастополя. Сначала это будет двухполосная дорога, в дальнейшем полос станет четыре.

Куда ведет железная дорога

Движение поездов по Крымскому мосту, как и автомобилей, скорее всего, запустят с опережением графика, думает Савчук. Для республики это крайне важно, ведь у нее нет железнодорожного сообщения с «большой Россией», напоминает он.

В 2017 г. перевозки грузов по сети ФГУП «Крымские железные дороги» (КЖД) выросли на 6% до 3,5 млн т, перевозка пассажиров – на 13% до 3,3 млн человек.

500 млрд руб.

такими, по оценке Михаила Бурмистрова, могут быть совокупные расходы на основные проекты развития крымской дорожной инфраструктуры. В этом списке – строительство Крымского моста, трассы «Таврида», реализация проектов по электрификации и развитию железнодорожной инфраструктуры на направлении из Керчи в Феодосию и Симферополь, а также ремонт на участках Феодосия – Джанкой и Джанкой – Симферополь, перечисляет он

На территории Крыма действуют те же железнодорожные тарифы на грузоперевозки, что и в России в целом, перевозит грузы КЖД. Представитель РЖД не стал комментировать схему организации железнодорожных перевозок после введения железнодорожной части Крымского моста. Скорее всего, ситуация не изменится, считает Савчук. Передавать составы крымскому перевозчику технологически будет не сложно, но дело в другом, отмечает эксперт: РЖД в Крым вряд ли зайдет из-за риска оказаться в санкционных списках.

Сейчас обсуждается, как развивать железнодорожную сеть в Крыму с привязкой к Крымскому мосту. Один из вариантов – строить новую железнодорожную линию вдоль трассы «Таврида» (это может потребовать 35 млрд руб. – «Ведомости»), что сильно сократит путь до Симферополя, говорит Савчук. Но на этом маршруте практически нет крупных населенных пунктов, а основные перевозки в Крыму по железной дороге – это пассажирские, прежде всего туристические, указывает он. Сейчас добраться в самый популярный у туристов город – Ялту (на него приходится 60% общего турпотока) можно на автобусе, а на поезде – только в Евпаторию и Феодосию, где отдыхает гораздо меньше людей, отмечает Савчук. Поэтому второй вариант – это построить железнодорожную линию вдоль побережья, но проект пока получается слишком дорогим, знает он.

«Сегодня необходимо полностью модернизировать все хозяйство КЖД. Подвижной состав, которому более 60 лет, путевое хозяйство на деревянных шпалах и многое другое, – говорит Иванкин. – Широкомасштабное разворачивание работ в сегодняшних условиях невозможно, поэтому это будет долгая модернизация. Главное – обеспечить безопасность движения». По его оценке, «с учетом полного обновления потребуется около 700 млрд руб.». Сегодня КЖД – это ФГУП, который подчиняется федеральному агентству «Росжелдор». «Именно данный орган и должен стать координатором и держателем инвестиционных проектов, – считает Иванкин. – Частные инвестиции могут прийти в регион только по сложным схемам. Но надо заметить, что опыт этих сложных схем уже имеется».

Порты потеряют грузы

На полуострове в пяти городах есть морские порты: Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта и Евпатория. Их суммарная перевалка составляет 4–5 млн т в год, говорит гендиректор «Трансфин-М» Дмитрий Зотов. Крымский мост заберет объем перевалки у портов Крыма, поскольку откроет возможности для вывоза продукции, произведенной в Крыму, сухопутными путями, считает он. Перевалка в портах дорогая, а их инфраструктура не развита, объясняет он. По мнению Зотова, местную продукцию будут вывозить по Крымскому мосту, а экспорт крымской продукции будут осуществлять через порты Кавказ, Тамань и Новороссийск, которые имеют кратно большие мощности по перевалке.

Транзит грузов через регион после открытия Крымского моста тоже сильно не увеличится – основные грузы будут идти для нужд региона, считает Савчук. В Крыму нет крупных грузовых портов плюс при транзите сильно возрастает себестоимость, поэтому логичнее использовать порты в Тамани и Новороссийске, объясняет он.

«Порты Керчи и Севастополя следует развивать как грузовые терминалы, так как они ведут успешную деятельность даже в условиях санкций», – советует Зотов. Порт Севастополя расположен наиболее близко к проливу Босфор, что позволяет ему в будущем стать транспортным хабом для экспорта в Турцию и другие страны Ближнего Востока, думает он. Остальные крымские порты, по его мнению, должны сконцентрироваться на пассажирских перевозках.

«Значительного экспортного потенциала [у крымских портов] мы пока не видим», – говорит Савчук. Если не будет принято каких-то специализированных решений, добавляет он.

Новый аэропорт

16 апреля открыт новый терминал аэропорта «Симферополь» площадью 78 000 кв. м, строительство которого обошлось в 32 млрд руб. В него были переведены все рейсы из старого терминала. Ввод нового аэровокзального комплекса (АВК) позволит принимать большее количество рейсов, перевозящих в том числе грузы, рассказал представитель аэропорта Игорь Лаптев. Но значительного роста грузопотока аэропорт не ожидает, продолжает он: в этом году планируется обработать 6600 т грузов, в 2017 г. было 6350 т. Новый АВК рассчитан максимум на 6,5 млн пассажиров. При этом закрывшийся старый терминал в 2015–2017 гг. принимал свыше 5 млн пассажиров ежегодно, правда, по более низким стандартам обслуживания.

Сейчас аэропорт в состоянии принять 30 000 кг грузов в сутки, при пиковых нагрузках – 50 000 кг. Основные виды принимаемых грузов – генеральные и скоропортящиеся (продукты питания, цветы), рассказал Лаптев.

Разрабатываются планы по строительству с 2020 г. нового грузового терминала. Но на ближайшие годы аэропорт ожидает, что грузопоток сохранится на уровне прежних лет, добавил он.

Грузопоток аэропорта «Симферополь», как и пассажиропоток, резко вырос по итогам 2015 г. благодаря российским туристам, стремившимся посетить присоединенный к России Крым. Если в 2014 г. у аэропортов было 2,8 млн пассажиров и 3350 т грузов, то в 2015 г. – 5 млн и 7000 т соответственно.

В подготовке статьи участвовал Александр Воробьев