Опыт «Титановой долины»

Артемий Кызласов, гендиректор ОЭЗ «Титановая долина»

Мало кто знает, что когда вы садитесь в любое летающее средство, будь то самолет, вертолет или, если вам посчастливится, космический корабль, то там обязательно есть детали, которые сделаны на территории России. Эти детали сделаны корпорацией «ВСМПО-Ависма» в малюсеньком городке в Свердловской области под названием Верхняя Салда. Все дело в том, что там расположен крупнейший в мире производитель изделий из титановых сплавов, основная часть продукции которого идет авиакосмической индустрии. Но «ВСМПО-Ависма» делает так называемые заготовки. Они отливают определенную заготовку, штампуют ее и потом она идет на экспорт – в большинстве случаев. И дальше заготовка, приехав, например, в США или в Европу, обтачивается и получается конечная деталь. Во время обтачивания уходит в отходы примерно 50–80% веса, а это не просто титан, это высокотехнологичный сплав. Такой сплав умеют делать всего три компании в мире. И для того чтобы повысить передел титана и локализовать вокруг производителя штамповок следующие переделы, была создана особая экономическая зона «Титановая долина».

Это очень хороший пример, как принимаются решения о создании особых экономических зон. Когда есть определенные компетенции, которые нужно усилить, с одной стороны. С другой стороны, когда есть определенная депрессивная территория, которая имеет довольно большой потенциал, который тоже можно реализовать. Это пример зон так называемой первой волны – ныне это гранды нашей индустрии – ОЭЗ «Алабуга», ОЭЗ «Липецк». И там были территории, которые на тот момент были достаточно депрессивными.

Плюсы и минусы «Титановой долины»

«Титановая долина» – самая восточная промышленно-производственная зона, находящаяся на Урале, – прямо на границе Европы и Азии. Это географическое положение имеет свои плюсы и минусы.

Плюс в том, что Урал – это основной промышленный регион страны: 60% всей промышленной продукции России выпускается на территории Уральского федерального округа, 40% всей промышленной продукции России – на территории Свердловской области. И таким образом резиденты особой экономической зоны «Титановая долина» имеют возможность плотно коммуницировать с основными промышленными производителями – это и металлургия, это и машиностроение, и приборостроение, и т. д.

С другой стороны, есть четкие минусы – это два часа на самолете от Москвы, а для европейцев еще дальше. И холодно, конечно, тоже, поэтому капитальные затраты на единицу площади у нас выше, потому что надо здания делать теплее.

С третьей стороны, мы находимся четко между Европой и Сибирью, поэтому основные рынки и там и там. Плюс доступ в Среднюю Азию.

Так как зон в целом по стране много, то каждая из них имеет свою специфику. Мы четко нацелены на титан, компоненты для машиностроения и металлургии, отчасти немножко на строительные материалы, нефтехимию и т. д. Это то, что мы можем эффективно встраивать в технологические цепочки на территории региона. Другие зоны имеют свою специфику – например, тольяттинская зона – это больше производство автомобильных компонентов и т. д. Поэтому к нам принципиально не приходят производители товаров, которые нацелены на конечного потребителя. Зато индустриальные производители все, так или иначе, здесь присутствуют.

Например, в этом году начнет работу Ural Boeing Manufacturing (совместное предприятие Boeing и «ВСМПО-Ависмы»), объем инвестиций в проект – 5,5 млрд руб. На производстве, которому пока нет аналогов в России, будет осуществляться черновая и финальная механическая обработка титановых штамповок, используемых при сборке моделей всех самолетных программ Boeing.

В конце года откроется завод режущего инструмента для фрезерования труднообрабатываемых материалов «Инструментальное производство Миникат». Соинвестором проекта выступила южнокорейская корпорация YG-1 – один из крупнейших производителей режущего инструмента в мире.

Крупнейший в России производитель OSB-плит и LVL-бруса «Современные технологии обработки древесины» построит в «Титановой долине» завод за 10,5 млрд руб.

Перекосы в развитии

Мы предложили себя Минпромторгу и Минэкономразвития как некий пилотный проект комплексного развития территорий вокруг индустриальных парков, а также предложили создать федеральный агрегатор всех программ господдержки. Потому что у нас есть два класса площадок. Мы, как управляющая компания, управляем особой экономической зоной. Но, двигаясь по коммерческому пути, мы сейчас стали брать в управление частные индустриальные парки. Таким образом мы для Минпромторга и Минэкономразвития можем показать картинку, связанную и с государственными проектами, и с частными проектами.

Сама по себе идея эта не нова. Потому что если мы вспомним основной период индустриализации нашей страны, который был в советское время, то все города строились примерно по такому принципу: строился либо один, либо несколько промышленных якорей, и вокруг него создавалась инфраструктура, которая позволяла бы людям там более-менее комфортно жить.

А сейчас ситуация какая? Государство вкладывает миллиарды рублей в создание площадок – особых экономических зон, которые, по сути, являются некоторым оазисом для крупного и среднего бизнеса, и в первую очередь для зарубежного. Там очень короткие сроки получения документов, там вся необходимая инфраструктура, нет коррупционной составляющей и т. д. И площадка построена, она функционирует. Но при этом окружающая территория не попадает под юрисдикцию управляющей компании особой экономической зоны и развивается постольку-поскольку: если в муниципалитете хороший мэр – она развивается интенсивно, если так себе – так себе развивается и территория. Это накладывает отпечатки на интенсивность развития индустриальных площадок. И создает определенные перекосы в возможностях локализации вокруг особых экономических зон сопредельных бизнесов – малых, средних, инновационных, научных и т. д.

Мы проанализировали меры государственной поддержки, которые существуют на федеральном и региональном уровнях. Выяснилось, что всего мер господдержки – около 600. Они охватывают практически все стороны жизни, но все эти меры предоставляются федеральными и региональными органами разрозненно. Есть попытки завязать предоставление этих льгот между собой, но это межведомственное взаимодействие, которое тоже не всегда быстро и эффективно.

Универсальная заявка, комплексная господдержка

Поэтому, сталкиваясь с вопросами развития своей околозональной территории и понимая, что у нас маленький город, администрация которого эффективно не может решать определенные вопросы не то что на федеральном уровне, но даже на региональном, мы взяли на себя такую работу. И выяснилось, что, например, нам нужна железная дорога, нам нужно построить жилой микрорайон, нам нужно построить достаточно большой технопарк и еще много чего нужно. И я сейчас понимаю, что я могу потратить год на то, чтобы структурировать строительство железной дороги, еще год – на то, чтобы построить жилой квартал, еще год – на школы, садики и т. д. А я не хочу тратить три года (или четыре, или пять) на то, чтобы решать эти вопросы последовательно.

Поэтому мы выдвинули идею оценивать влияние на экономику определенного объекта, в данном случае особой экономической зоны. Потому что по большому счету мы же тоже инвестор, только большой и мультиотраслевой. Мы предлагаем при реализации в ОЭЗ крупных проектов, имеющих существенное влияние на экономику, делать некоторую универсальную заявку, в которой бы перечислялись меры господдержки в рамках определенного лимита.

По сути, для каждого инвестора в зависимости от прогнозируемого экономического эффекта (количество рабочих мест, объем налогов, инновационность, импортозамещение и т. д.) должен быть разработан свой лимит господдержки. Например, вкладывается 100 руб. инвестиций, создается 100 рабочих мест, при этом производительность труда на 25% выше, чем среднеотраслевая. Таким образом, создается определенный экономический эффект – допустим, порядка 200 руб. И в рамках этих 200 рублей регулятор может выставлять лимит господдержки. Например, если эта отрасль высоконужная для страны, то в объеме 100% экономического эффекта. Если отрасль не сильно нужная, например, 25%. И так далее. И дальше в рамках этого экономического лимита инвестор выбирает, какие ему нужны льготы, заполняет одну заявку и подает, соответственно, в уполномоченный орган, который рассматривает ее, принимает и дальше совместно с другими федеральными министерствами эти меры господдержки предоставляет в комплексе. Это позволит, во-первых, уйти от неэффективности предоставления мер господдержки. Во-вторых, совокупное количество мер господдержки привязать к экономическому эффекту и предоставлять их в зависимости от того, насколько данная отрасль в стране или в регионе нужна.

Текст подготовлен по выступлению на IV Ялтинском международном экономическом форуме, проведенном газетой «Ведомости» 19 апреля 2018 г. в Ялте. Все должности указаны на момент проведения конференции