Модели улучшения бизнес-климата

Виталий Храмушин, руководитель департамента развития инвестиционного климата Агентства стратегических инициатив

Повышение качества деловой и бизнес-среды в конечном результате выражается в количестве инвестиционных проектов, созданных рабочих местах, количестве субъектов МСП и т. д. Если мы посмотрим на инвестиции в уставный капитал в 2017 г. по отношению к 2016 г., то они составили 104,4%. И если мы посмотрим этот показатель в разбивке на душу населения, то получится порядка 120 000 руб. Это достаточно весомый прирост по отношению к прошлому году, 116%. Если мы посмотрим в целом на количество субъектов МСП по России, то увидим, что прирост составил примерно 1,5%. И хотя общее количество субъектов МСП – больше 6 млн, из них 5,8 млн – это микропредприятия. А средние предприятия занимают очень [небольшую долю].

В майских указах [2012 г.] главой государства была поставлена задача для Российской Федерации подняться в рейтинге Doing Business, который формирует Всемирный банк. Тогда Россия была на 120-м месте. То место, которое сейчас занимает наша страна, 35-е, – оно тогда казалось фантастикой.

Хотелось бы сказать, за счет чего были достигнуты такие результаты. Изначально совместно с предпринимательскими объединениями были сформированы 12 дорожных карт на федеральном уровне, которые касались корректировки федерального законодательства. По абсолютно разным тематикам – начиная от получения разрешения на строительство, заканчивая таможней. И на региональном уровне был разработан специальный региональный стандарт. Это такой минимальный уровень базовых инструментов.

После того как все регионы «побежали» с разной динамикой, возникла необходимость в том, чтобы все это дело измерять. И, таким образом, появился Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов. Этот рейтинг является рейтингом именно деловых объединений – проводятся специальные опросы предпринимателей по всей стране.

До этого мы, естественно, смотрели, за счет чего те или иные регионы являются передовиками, а кто является отстающим, и старались описывать лучшие практики. Оказалось, что многие регионы, в том числе передовые, обменивались [опытом] между собой. Но около 40 регионов эти лучшие практики в своей работе практически не применяли.

Поэтому следующий этап – это появление так называемых целевых моделей улучшения бизнес-климата, которые закрепили 233 показателя и затронули самые разные сферы, начиная от получения разрешения на строительство, заканчивая регистрацией прав собственности, постановкой на кадастровый учет земли, подключение к теплу, воде, к электричеству, газу и т. д. И этих показателей все регионы должны были по прошлому году достигнуть в соответствии с поручением президента Российской Федерации.

27 декабря состоялся Государственный совет, где мы предварительно подводили итоги. В целом с этой задачей регионы справились достаточно хорошо. И несмотря на то что Южный или Дальневосточный федеральные округа стоят в конце, тем не менее отрыв по стране лидеров от отстающих составляет буквально 7–8%.

Мы на старте видели, что получение разрешения на строительство занимало 136 дней в среднем по стране, сейчас это 115 дней. Несмотря на это, до сих пор сохраняется очень большой разброс между лидерами и отстающими. Допустим, по стройке: лучшие регионы – 70 дней, худшие – 160. При этом для всех регионов действует единое федеральное законодательство. Несмотря на это, разница практически в 2 раза. Мы видим в этом большой задел.

По [новым] поручениям главы государства наша задача, в том числе по рейтингу Doing Business, – это 20-е место. Мы, естественно, будем прикладывать в этом плане все усилия совместно с деловыми объединениями.

Текст подготовлен по выступлению на IV Ялтинском международном экономическом форуме, проведенном газетой «Ведомости» 19 апреля 2018 г. в Ялте. Все должности указаны на момент проведения конференции