Джокер в запасе

Игорь Бураков, руководитель Агентства инвестиционного развития Ростовской области

Модератор: Агентство инвестиционного развития Ростовской области существует с 2004 г., за это время привлечено $6 млрд инвестиций, из них более 60% – в индустриальную сферу.

И. Бураков: Совершенно верно. Мы стали первой такой организацией в России, поэтому накопили самый большой опыт.

Нам не важно, сколько мы провели встреч, семинаров, круглых столов, форумов, сколько мы там соглашений подписали. У нас вся работа строится на том, чтобы реализовать как можно больше проектов.

Спецорганизации [по привлечению инвестиций] – это маленькие компании, большинство – от 10 до 30 человек. Но при этом это очень важное звено, которое работает с новыми проектами. Эти компании дают каждому региону от 5 до 10% дополнительных инвестиций. Что такое 5–10%? Это фактически тот рост, который показывают или не показывают регионы.

Если у вас есть успешная спецорганизация по привлечению инвестиций, то вы гарантированно имеете такого джокера в запасе. У вас всегда откуда-то возьмутся 5 или 10% дополнительных инвестиций, которые такая организация найдет за рубежом, в России, привлечет в регион, локализует проект и реализует его.

В чем наша сила, как нам удалось больше $6 млрд инвестиций привлечь? Это гигантская цифра! Мы построили десятки новых заводов. В том числе у нас много американских заводов, которые вроде бы тормозят свои инвестиции в Россию, а у нас только за последнее время шесть американских заводов в эксплуатацию ввели. Во-первых, потому что у нас главный результат – это реализованные проекты. Это то, что в конечном итоге требуется. Рейтинги, которые разрабатываются, целевые модели, региональные инвестиционные стандарты – все это делается для этого конечного результата. Если вдруг завтра окажется, что нам рейтинги мешают реализовывать инвестиционные проекты, целевые модели мешают, советы мешают или какие-нибудь спецорганизации мешают, все надо убирать и делать то, что приводит к реализованным инвестиционным проектам. И во-вторых, сила нашей работы, нашего региона – в простоте.

Вчера была коллегия в Министерстве промышленности. И там говорилось, что только на уровне Минпромторга сейчас существует 119 форм поддержки бизнеса. Это федеральный уровень. В регионах форм поддержки бизнеса еще больше 400. Всего получается 600 форм поддержки. И каждый год они меняются, перенастраиваются. Это уже надо отдельную академию устраивать, в которой тебя будут обучать тому, какие есть формы поддержки; ты с ними только познакомился, а в следующем году уже другие формы поддержки. И при этом объем средств на поддержку бизнеса не увеличивается.

Среди основных угроз для спецорганизаций [участники рынка называют] частую смену чиновников правительств. Если не ошибаюсь, цифра под 30%. Людей не волнует, что часто меняются чиновники. Волнует, что, когда приходит новый человек, он обязательно говорит: «У меня новые идеи». Старые идеи мы забываем, до конца не доводим и беремся за новые идеи. Нам надо прекратить тончайшим слоем размазывать поддержку по бесконечным формам, рождать эти формы. Нам надо просто, как крестьяне говорят, свою борозду дойти до конца. Если есть история, которая получается, которая приносит результат, на этой истории надо фокусироваться. Но не будем каждый год создавать новые организации.

Текст подготовлен по выступлению на IV Ялтинском международном экономическом форуме, проведенном газетой «Ведомости» 19 апреля 2018 г. в Ялте. Все должности указаны на момент проведения конференции