Магниты для туристов

Олег Сафонов, руководитель Федерального агентства по туризму

Президентом нашей страны Владимиром Владимировичем Путиным была определена задача по увеличению объема несырьевого неэнергетического экспорта, в том числе экспорта услуг, включая образование, медицину, туризм и транспорт, до $100 млрд. Нам представляется очень важным, что туризм не только сам по себе является экспортной отраслью, но и напрямую связан с экспортом и образовательных, и медицинских, и транспортных услуг. Приезжающие в нашу страну туристы являются потребителями образовательных услуг, медицинских услуг и других видов услуг. В связи с этим достижению обозначенного руководителем нашей страны показателя поможет в первую очередь увеличение въездного турпотока в Российскую Федерацию.

Опережающий рост

В период с 2000 по 2017 г. количество международных туристских прибытий в мире выросло на 94%, а въездной турпоток в Российскую Федерацию возрос на 122%. Это говорит о том, что темпы роста въездных турпотоков в нашу страну выше, нежели рынка в общем, и это очень хороший показатель для нас. Совокупный доход от международного туризма во всем мире составляет $1,225 трлн. Экономике нашей страны въездной туризм в настоящее время приносит более $12 млрд при среднем показателе въездного турпотока в 24 млн прибытий.

В то же время Соединенные Штаты принимают 75 млн туристов в год и получают от въездного потока $200 млрд. То есть у нас очень серьезная перспектива, и я считаю, что мы сумеем успешно решить задачу, которую ставит президент нашей страны. Фактором привлечения дополнительного въездного турпотока на территорию Российской Федерации и – что очень важно, увеличение среднего чека иностранного туриста – является реализация гастротуристских возможностей Российской Федерации. Еда является, конечно же, важнейшей составной частью туристской поездки.

По данным Всемирной туристской организации (ВТО), 79% иностранных путешественников, когда они занимаются выстраиванием маршрутов поездок, исходят из того, насколько привлекательная, насколько качественная, насколько вкусная еда. Каждый третий турист в мире рассматривает национальную кухню как важнейшую составляющую мотиваций к путешествиям. Причем на питание, тоже подчеркну эту цифру, приходится примерно 30% затрат в поездке – это очень немало наряду, конечно, с транспортом.

Гастрономическая карта РФ

Региональная кухня позволяет туристу более глубоко погрузиться и в национальные традиции, и в историю, и в культуру тех стран, куда турист приезжает. 88% иностранных туристов, по данным ВТО, считают гастрономию важнейшей составляющей бренда территории. Исходя из этих данных, в прошлом году Федеральное агентство по туризму явилось инициатором создания федерального проекта, который называется «Гастрономическая карта Российской Федерации». Целью этого проекта является раскрытие потенциала наших национальных кухонь.

Мы все знаем, что наша страна является многонациональной, объединяет 85 регионов с различными природно-климатическими условиями. На территории нашей страны проживает более 190 национальностей. У каждого есть особенности в питании, особенные продукты и т. д. Через реализацию «Гастрономической карты» мы развиваем гастрономический туризм.

В прошлом году в этот проект вошли 11 регионов нашей страны. И для нас очень важно, что в этом проекте участвуют шеф-повара соответствующих территорий, представлены различные аутентичные продукты, очень качественные. Дело в том, что в нашей стране вы знаете – продукты натурального производства, нет ГМО. Я абсолютно убежден, что все 85 регионов нашей страны примут участие в реализации проекта «Гастрономическая карта» нашей страны.

Эти гастрономические маршруты мы выгружаем на национальный туристский портал, который функционирует уже очень активно, он называется Russia.travel. Гастрономическая карта – интерактивная, с указанием, что и где можно посетить, какие продукты попробовать, какие блюда являются очень интересными, вкусными. Нам очень радостно, что сформирована очень активная, креативная, энергичная команда, которая возглавляется Екатериной Шаповаловой. Мы участвуем в различных международных выставках, и это очень тепло принимается по всему миру. Потому что мы не просто показываем красивые картинки, но всегда сопровождаем демонстрацию гастрономической карты и гастрономических продуктов с возможностью реально их попробовать. И это действительно всем очень нравится.

Исторический год

Для нас 2018 год является очень важным. Это без преувеличения особый исторический год, потому что в этом году Российская Федерация принимает чемпионат мира по футболу впервые в истории нашей страны. Чемпионат мира проходит в 11 регионах. Во всех регионах будут проходить специальные гастрономические фестивали Welcome Foodball Cup. Во всех регионах созданы специальные футбольные меню. Естественно, они ориентированы и на наших граждан, на наших туристов, которые будут приезжать и участвовать в этом футбольном празднике. Но, конечно, мы ориентируемся и на иностранных участников, которых мы ожидаем порядка 1,5 млн человек. Хотим через гастрономию, через нашу кухню раскрыть наши национальные особенности и способности.

Для Крыма гастрономия является одним из важнейших составных частей крымского туристского продукта. У вас замечательные, очень вкусные и качественные продукты, которые, конечно же, мы должны щедро предоставлять туристам, которые приезжают. И через проведение сегодняшнего события мы должны заинтересовать наших туроператоров и производителей.

Текст подготовлен по выступлению на IV Ялтинском международном экономическом форуме, проведенном газетой «Ведомости» 19 апреля 2018 г. в Ялте. Все должности указаны на момент проведения конференции