Туризм – национальная экономическая идея

Вадим Волченко, министр курортов и туризма Республики Крым

Южный федеральный округ (ЮФО) в прошлом году принял 25,5 млн туристов – это практически половина всего въездного и внутреннего туристического потока страны. Львиная доля этого – Краснодарский край и Крым. В туристической сфере, в коллективных средствах размещения ЮФО заняты 112 650 работников.

Генератор рабочих мест

Мне кажется, что одной из тем обсуждения должно стать то, что туристическая отрасль – это один из основных генераторов рабочих мест. Потому что сельское хозяйство идет по пути оптимизации затрат и уменьшения количества сотрудников, большей механизации. А что касается туризма, здесь все понятно: развитие собственных территорий позволяет задействовать большее количество людей. Малый и средний бизнес, который развивается вокруг туристических объектов, – точка приложения очень серьезная. И вполне возможно, что внутренний и въездной туризм нужно сделать одной из национальных экономических идей, которую мы по крайней мере будем предлагать и поддерживать.

В сезоне 2018 г. запланировано 295 событийных мероприятий – гастрономических фестивалей, музыкальных и спортивных, из 295 порядка 10 международного уровня. Это для понимания, зачем нужно приезжать в Крым.

Транспортная доступность

Многие из вас, наверное, прилетели уже в новый терминал аэропорта «Симферополь», 16 апреля он принял первого пассажира. Важным является то, что – по опыту крупнейших аэровокзалов планеты – новый терминал создан с учетом обслуживания организованных групп отдыхающих – оборудовано порядка 70 машино-мест для автобусов. Парковки оборудованы навесами, потому что зной и частые дожди, снег – все это в Крыму бывает. Есть специальная парковка для арендуемых автомобилей. Служба такси создается аэропортом с диспетчерской службой и единой зафиксированной стоимостью проезда в туристические города. Это современные такси с WiFi, зарядкой гаджетов, детскими креслами, кондиционером, «Эра Глонасс», и можно рассчитаться как наличными, так и банковской картой.

Реплика

Министр курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Христофор Константиниди: коллеги многие к нам приходят, говорят: «Проблема в этом году у вас: мост откроют, все поедут в Крым, беда, беда, беда». Нет, для нас, наоборот, это колоссальный плюс, потому что мы увеличиваем еще и транзитный поток. Он у нас пойдет, например, через Темрюкский район – не самый развитый сегодня. И там появится возможность создавать дополнительные средства размещения, придорожный сервис, что очень важно для нас.

Открытие Крымского моста происходит раньше срока, в мае 2018 г. Надо говорить откровенно: транспортная развязка и основная федеральная трасса «Таврида» не будут готовы полностью, стройка будет продолжаться. Поэтому одна из наших основных задач сейчас – это пути объезда вероятных пробок, чтобы туристам было где остановиться, причем с обязательным обеспечением всеми санитарными условиями. Ведем особую работу с автозаправочными станциями, для того чтобы они принимали туристические группы.

К концу 2018 г. планируется запуск первой очереди трассы «Таврида», к 2019 г. она будет запущена вся, плюс железнодорожное сообщение. Сейчас же, даже только после запуска [легкового] автомобильного перехода, это обязано сказаться на стоимости товаров и услуг, потому что логистическая стоимость их снижается.

Нерешенные проблемы

Если говорить о проблемах, то транспортная доступность, улучшающаяся в этом году, к сожалению, остается проблемой. Удельный вес стоимости авиаперелета в Республику Крым от стоимости отдыха составляет 40–60%. В Краснодарском крае практически столько же, может быть, чуть меньше, чуть дешевле. К сожалению, не решается эта проблема пока ни плоскими тарифами – они просто исчезают на сезон, – ни снижением НДС либо субсидированием категории граждан. Но тем не менее мы вроде бы нащупали один из вариантов решения и надеемся, что федеральные органы власти – а это все-таки вопрос федеральный – нас поддержат и мы сможем получить достаточное количество билетов по вменяемой цене уже в сезоне этого года.

Из проблем также общих – разрушение и деградация пляжных территорий, берегоукрепительных сооружений. Это проблема глобальная, она требует принятия большой федеральной программы. Часть берегоукрепления вошла в федеральную программу до 2020 г., но только часть. Этого, безусловно, будет недостаточно.

Еще из проблем: высокий уровень тенизации средств размещения и проблема аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков. Потому что мы отмечаем, по сути, планомерный захват отечественного туристического рынка, особенно в больших городах, иностранными гидами-переводчиками, которые в числе прочего предлагают иностранным туристам некую альтернативную историю России, не всегда, мягко говоря, совпадающую с реальной. Эта проблема при достаточно простом механизме решения пока, к сожалению, не решена.

Сотрудничество в рамках ЮФО

С Краснодарским краем есть общие бренды – например, если говорить о черноморской кухне, есть общие туристические проекты. И есть общие проблемы. На мой взгляд, нам нужно объединяться и в том, что принесет плюсы, и в том, чтобы решать проблемные вопросы. В общем-то в рамках Южного федерального округа мы со всеми коллегами нашли понимание, а с Краснодарским краем будем лоббировать на федеральном уровне, я думаю, совместно.

Текст подготовлен по выступлению на IV Ялтинском международном экономическом форуме, проведенном газетой «Ведомости» 19 апреля 2018 г. в Ялте. Все должности указаны на момент проведения конференции