«Однозначно вместе мы интереснее»

Христофор Константиниди, министр курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Несмотря на сложную ситуацию последних лет – кризисные явления, погодные условия, – курорты Краснодарского края демонстрируют стабильный рост и развитие. На 15 апреля у нас турпоток – 1,75 млн туристов. За последние три года тоже от года к году стабильный рост. 2016 год показал очередной рекорд – 15,8 млн туристов. 2017 год непростой с точки зрения конкуренции, с точки зрения климатических условий, вместе с тем также был с положительной динамикой – 16 млн туристов.

В этом году мы также системно подходим, вместе с бизнес-сообществом, чтобы обеспечить рост как количественный, так и в большей степени качественный и увеличение среднего чека. Емкость тоже стабильно растет. У нас в период максимального развертывания в сезон – более 400 000 койко-мест, но можем довести и до 500 000 при необходимости.

Инвестиционная динамика у нас тоже очень положительная. За последние годы накопленный объем инвестиций – порядка 170 млрд руб. На сегодняшний день у нас в работе 25 инвестиционных соглашений на сумму порядка 18 млрд руб. Налоги тоже демонстрируют стабильный рост: положительная динамика – 7 млрд руб. Фактически это 8% прироста. В ВРП доля отрасли – порядка 5,5%, если считать ее так, как официально считают. А если учитывать мультипликативный эффект, то санаторно-курортный комплекс формирует от 30 до 70% вклада в другие отрасли и где-то порядка 12–17%, по разным оценкам, валового продукта.

Ограничения роста

Здесь мы сходимся во мнениях с Крымом. У нас авиаперевозки и железнодорожные перевозки очень существенно влияют на конкурентоспособность и конечную стоимость турпродукта, несмотря на все меры, которые мы предпринимаем, для того чтобы и стоимость снизить, и повысить качество. Сейчас мы активно стимулируем развитие межрегиональных перевозок, не через Москву. Есть положительная динамика, но хотелось бы большего.

С нашим базовым оператором «Базэлом» мы в постоянном контакте, прорабатываем совместные маркетинговые программы для привлечения перевозчиков, но тоже работа непростая. У нас на межрегиональных направлениях работают «Ютэйр», «Уральские авиалинии», S7, на этот год думаем еще про несколько направлений.

Приоритеты и механизмы развития

Безусловно, это круглогодичный отдых, это круглогодичная загрузка. И здесь тоже есть уже определенные результаты, даже за последние 2–3 года.

И, безусловно, активно работаем над событийным насыщением – и деловой событийный туризм тоже у нас активно растет.

Активные виды туризма мы также развиваем на качественно новом уровне, у нас структурируется сейчас эта работа. Аграрный туризм сделал мощный скачок за последние годы: уже более 100 объектов, а 5–7 лет назад был с десяток объектов. Причем уровень объектов зачастую не ниже европейского, а некоторые даже выше по ряду параметров.

Господдержка

Один из вопросов, который был поставлен в рамках круглого стола, – это господдержка: федеральная, региональная и ее эффективность. Здесь для нас очень важным является развитие инженерной инфраструктуры. Это и качество морской воды, и уровень водоснабжения, и бесперебойное электричество, и многое другое. Федеральная целевая программа показала, что это действительно мощный ресурс, потому что региональные бюджеты не могут вытянуть полный объем.

Мы помимо грантов, субвенций, центра поддержки предпринимателей в этом году запускаем кредит по льготной ставке для предпринимателей из санаторно-курортного комплекса и туризма – чуть меньше 7% он будет. Мы открываем событийную дирекцию – это такой организационный инструмент, который и формирует событийный календарь, и оказывает содействие в организации мероприятий любого формата, которые нацелены на продвижение курортов и привлечение турпотока.

Консолидация усилий

В чем мы видим развитие – это безусловная консолидация усилий с Республикой Крым, формирование и продвижение Черноморского кластера, и по Азовскому побережью у нас тоже есть совместные планы. У нас есть идентичность с Республикой Крым, есть отличия.

Вопрос модератора

Каков бюджет министерства туризма Краснодарского края по продвижению себя на территории Российской Федерации в СМИ в плане событийного туризма?

Христофор Константиниди: цифра есть – порядка 15 млн руб. в год. Но самое главное и основное мы делаем не за бюджетные деньги. Здесь есть очень эффективные организационные механизмы, которые мы для себя нашли. Чтобы провести компанию в федеральных СМИ, нужны бюджеты 200–300 млн руб. и больше. Это, конечно, неподъемные суммы для большинства регионов. Мы очень эффективно выстроили работу с федеральными СМИ, создаем прецедентные события, и к нам приезжают бесплатно.

Но однозначно вместе мы сильнее, мы интереснее для туристов, мы интереснее для бизнеса. Наши опросы и мониторинг подтверждают, что туристам интересно провести четыре дня в Крыму, четыре дня в Краснодарском крае. Соответственно, необходимо единое позиционирование курортов Юга России, Черноморского кластера.

Кроме этого мы в этом году планируем организовать единое информационное пространство, чтобы информирование было у туристов о том, что есть на территории края, что есть на территории республики.

И очень важный аспект: мы планируем запустить к этому году под патронатом Федерального агентства по туризму совместно с Республикой Крым и с Ростовской областью комплексный, большой туристический маршрут. Называться он будет «Золотое кольцо Боспорского царства» – это античная история, античные памятники. У нас это все есть, но туристы узнают об этом только по остаточному признаку, уже приезжая к нам или коллегам, – что есть великолепные музеи в Горгиппии, Фанагории. Мы подготовим полностью описание, сформируем комплексный продукт и начнем продвигать через ключевых партнеров.

Уже сформирован межрегиональный проект «Лайнер Князь Владимир», который будет морской составляющей. И также мы отработаем сейчас автомобильную составляющую с использованием автобусов и персональных автомобилей.

Текст подготовлен по выступлению на IV Ялтинском международном экономическом форуме, проведенном газетой «Ведомости» 19 апреля 2018 г. в Ялте. Все должности указаны на момент проведения конференции