Бизнес меняет компьютеры

Корпоративный компьютер способен прослужить своим хозяевам около 4–5 лет / Андрей Гордеев/ Ведомости

По итогам II квартала 2018 г. мировые поставки персональных компьютеров (ПК) выросли впервые с I квартала 2012 г., отметило исследовательское агентство Gartner. Год к году рост составил 1,4%, поставки достигли 62,1 млн шт. Возобновил рост и американский рынок, снижавшийся шесть кварталов подряд, – поставки составили 14,5 млн шт., что на 1,7% больше, чем годом ранее. Рост отметило и другое исследовательское агентство – IDC, по данным которого мировые поставки увеличились год к году на 2,7% до 62,3 млн шт.

Правда, методики агентств несколько различаются, хотя они и отслеживают не прямые продажи потребителям, а поставки. Например, Gartner не учитывает Chromebook, зато включает такие устройства, как Microsoft Surface, пишет The Wall Street Journal (WSJ). Но они, в свою очередь, не включены в данные IDC.

Рост поставок во многом произошел благодаря корпоративному спросу, но в ближайшие два года он ослабнет, поскольку закончится переход на Windows 10, приводит WSJ слова главного аналитика агентства Микако Китагавы. Причем в США спрос со стороны бизнеса был больше, чем в государственном секторе, хотя обычно ведомства и учебные заведения закупают компьютеры именно во II квартале, отмечает она. А вот в потребительском сегменте ситуация остается сложной, поскольку для повседневных задач (шопинг, доступ в соцсети) люди все больше используют смартфоны, пишет WSJ.

По данным Gartner, лидером мирового рынка является Lenovo, которая немного опередила HP. При этом результаты Lenovo впервые включают модели Fujitsu, компьютерный бизнес которой она приобрела в мае 2018 г., создав с Fujitsu совместное предприятие. На третьем месте осталась Dell.

Рост мирового рынка ПК связан с обновлением корпоративного компьютерного парка, которому свойственно обновляться каждые 4–5 лет, подтверждает гендиректор Acer в России Дмитрий Кравченко. Но о бурном росте (как, впрочем, и о падении) говорить не приходится – рынок достиг зрелости, отмечает он.

Схожая ситуация и в России. Пиковыми для российского рынка компьютеров были 2012–2013 годы, но после 2014 г. продажи упали из-за роста цен, говорит директор направления «Цифровая техника» «М.видео-Эльдорадо» Андрей Губанов. Со второй половины 2016 г. началось восстановление рынка, а на 2018 г. пришлось массовое обновление парка ПК, средний срок службы которых истек, утверждает он. По словам Губанова, рынок растет не только в корпоративном, но и в потребительском сегменте. До конца года положительная динамика сохранится: ее поддержит высокий спрос в начале учебного года и рождественский сезон подарков, считает Губанов. В России спрос на ПК как в корпоративном, так и в потребительском сегменте восстанавливается после спада 2014–2016 гг., отмечает Кравченко.

Российский компьютерный рынок возобновил рост в IV квартале 2016 г. – тогда поставки ПК выросли год к году на 4,2%. А в следующем квартале рост составил уже 18,3%. До этого поставки ПК в Россию стабильно падали в течение нескольких лет. Если на пике, в 2012 г., в Россию было поставлено 14,07 млн устройств, то в 2016 г. – 4,47 млн, подсчитывало IDC.

Данных за II квартал по российскому рынку ПК пока нет. По наблюдениям IDC, в I квартале 2018 г. в Россию было поставлено 1,2 млн ПК – на 27,3% больше, чем в январе – марте прошлого года. За последние пять лет это самые высокие темпы роста, говорила ранее менеджер программы исследований рынка мобильных устройств IDC в России Наталья Виноградова. Рост обеспечил рынок ноутбуков, по ее данным прибавивший за год 44,9% до 863 000 устройств. Поставки десктопов же сократились на 0,7% до 372 000 шт.

Выводы IDC о росте рынка подтверждаются данными «Евросети». Портативные компьютеры в I квартале стали самой быстрорастущей категорией в этом сегменте, следует из отчета ритейлера. В I квартале 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. их продажи в штуках выросли на 15%. При этом продажи смартфонов увеличились только на 3%, а, к примеру, планшетов и цифровых фотоаппаратов и вовсе сократились – на 5 и 12% соответственно.