Задача от первого лица

Джамбулат Хатуов, первый заместитель министра сельского хозяйства

Мы действительно с гордостью говорим, что за последние 10 лет аграрии показали очень достойные результаты. Прежде всего это преодоление порога продовольственной безопасности нашей страны. Мы смело можем сказать, что практически по всем подотраслям сельского хозяйства России состоялся уверенный рост.

Последние несколько лет Россия – безусловный лидер на мировом зерновом рынке. Хотя в этом году погода очень серьезно нас испытывала – свыше 25 регионов понесли миллиардные убытки из-за неблагоприятной погоды, – в целом мы успешно завершили уборочную кампанию. Производство зерна будет как минимум не ниже 109 млн т. В этом году мы собрали рекордные 17 млн т основных масличных культур – на 40% больше, чем в 2017 г. У нас успешно складывается рынок сахарной свеклы и, соответственно, сахара. Мы понимаем позиции России в производстве овощей в открытом и закрытом грунте. При этом если говорить о последних, то в этом году благодаря инвестпроектам по строительству современных тепличных комплексов мы первые произведем свыше 1 млн т. Успешная ситуация у нас в развитии интенсивного садоводства – производство фруктов уверенно растет. Если говорить о мясной отрасли, она тоже добилась немалых результатов: стабильная ситуация сегодня в птицеводстве, в свиноводстве, развивается производство говядины, наметился стабилизационный вектор в производстве молока. Одним словом, аграрии с оптимизмом смотрят в будущее.

Благодаря этому мы сможем перейти в своей стратегии развития к экспорту сельскохозяйственной продукции на внешние рынки. Это политическая и экономическая задача, поставленная президентом страны Владимиром Путиным, которую готовы решать инвесторы АПК на ближайшую перспективу. Прозвучал уместный вопрос: «Благодаря чему все состоялось?» Конечно, благодаря бизнесу, который вкладывал в каждую подотрасль немалые средства.

Но вместе с этим немалую роль сыграли и существующие меры господдержки: это и режим льготного кредитования, и возмещение понесенных затрат, и ряд других.

Что дальше? Прежде всего государство волнует рентабельность предприятий, которая от региона к региону может существенно разниться. Мы понимаем, что себестоимость продукции, произведенной в фермерском хозяйстве, на сельскохозяйственном предприятии и в агрокомплексе, разная. Здесь главная задача государства – выполнять роль регулятора, создавая предпосылки для того, чтобы маржинальность в любом агробизнесе – и маленьком, и большом – позволяла ему расти и развиваться. Вторая задача – снижение себестоимости отечественной сельскохозяйственной продукции, мы ведь выходим на внешние рынки и там нас ждет очень жесткая конкуренции. К счастью, у нас есть резервы, над которыми нужно поработать. При этом, когда мы говорим о внешних рынках, там, как мы понимаем, нас никто не ждет, и, соответственно, мы – в хорошем смысле – должны вести агрессивную политику в отношении популяризации продукции, произведенной в России. В то же время мы рассчитываем, что это будет не только предмет переговоров со стороны государственных служб и ведомств, но и усиление работы на мировых рынках непосредственно со стороны аграриев. Третья задача – модернизация и техническое оснащение агропромышленного комплекса. Успехи отечественных сельскохозяйственных машиностроителей открыли аграриям доступ к качественной высокопроизводительной технике по доступной цене. Это стало возможным в том числе благодаря мерам господдержки. Поэтому Министерство сельского хозяйства рассчитывает сохранить меры поддержки для обеспечения доступной цены на отечественную технику, при этом темпы технической модернизации сельхозпредприятий необходимо как минимум удвоить.

В конце хотелось бы напомнить, что аграрный бизнес невозможен без развития села. Именно поэтому одна из важных инициатив руководства страны и Министерства сельского хозяйства – придать развитию сельских территорий статус нацпроекта. Это совершенно справедливо – 40 млн жителей России заслуживают более высокого уровня жизни, тогда как в сельской местности до сих пор остается диспаритет по сравнению с городом. Прежде всего необходимо развивать инфраструктуру – в этом вопросе мы рассчитываем на усилия региональных властей, в частности губернаторов. А Министерство сельского хозяйства, являясь последние пять лет администратором программы развития сельских территорий, в этом выполнит свое очень важное историческое предназначение.

Текст подготовлен по материалам выступления на III ежегодном Аграрном форуме России, проведенном газетой «Ведомости» 23 октября 2018 г. в Москве