Нужно растить внутреннего инвестора

Константин Тимофеев, председатель комитета г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест)

Правительство Москвы всячески стремится улучшать инвестиционный климат, чтобы в первую очередь российские инвесторы активизировали деятельность в городе.

В столице действует несколько программ с длительным горизонтом планирования. Помимо реновации это, например, программа «Мой район». В городе, где более 100 районов с населением от 100 000 до 200 000 человек, ресурсы будут направляться на создание комфортной среды. Это означает и строительство линий метрополитена, и новые остановки, пересадки, транспортные узлы. Для инвесторов такая инфраструктура станет большим подспорьем, чтобы строить в этих районах.

Мы уверены, что Москва справится с задачами по увеличению ввода жилья, которые сейчас стоят перед Россией. В стране должно строиться по 120 млн кв. м в год, и столица обеспечит 7–8% от этого объема. Почему я об этом уверенно говорю? Мы выдали градостроительных разрешений на 48 млн кв. м недвижимости. Эти метры сейчас находятся либо в стадии проектирования, либо уже в стадии реализации. У нас строится 557 объектов. Из заключенных в России в прошлом году 450 000 договоров долевого участия в Москве зарегистрировано 53 000, т. е. более 13%. Так что фундамент для решения новых задач уже заложен.

Константин Тимофеев

В 1994 г. окончил Казанский государственный финансово-экономический институт по специальности «экономист».
С 1994 по 1996 г. – Волжско-Камский акционерный банк.
С 1996 по 2009 г. – ОАО «Интехбанк».
С 2009 по 2010 г. – директор Московского филиала ОАО «Ак барс банк».
С 2010 по 2011 г. – финансовый директор ЗАО «Краслесинвест».
С 2011 г. по настоящее время – председатель комитета г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства. Действительный государственный советник г. Москвы 1-го класса.

Мы видим большой прирост к показателям прошлого года. Он происходит по двум причинам. Первая: огромные бюджетные средства тратятся на инфраструктурные программы – создание инженерных сетей, комфортной среды. Вторая: из-за реформы федерального законодательства мы выдали за первое полугодие, до 1 июля 2018 г., 125 новых заключений о соответствии застройщикам, которые могут привлекать средства населения. А всего с января по 30 октября 2018 г. выдано 235 таких заключений. За этот год получены новые разрешения на строительство «дополнительных» 8 млн кв. м.

Есть еще одна положительная тенденция – восстановление интереса к объектам коммерческой недвижимости. Если в три предыдущих года мы наблюдали сокращение инвестиций в офисы и торговые центры, то в 2018 г. инвесторы стали возвращаться к их строительству.

На долю иностранных инвестиций в недвижимость Москвы сейчас приходится около 2% от общего объема. Мы считаем, что этого достаточно. Интерес со стороны зарубежных инвесторов есть, но сильного роста здесь не наблюдается. Для примера: китайские инвесторы в январе 2017 г. заключили контракт на строительство нескольких инфраструктурных объектов (перегонных тоннелей и сооружений) на Минском шоссе, на пр-те Вернадского, Мичуринском проспекте. Эти работы уже ведутся, инвесторы свои обязательства выполняют.

На рынке внешних заимствований Москва работать не будет, так как бюджет справляется самостоятельно. У города достаточно большой запас средств. Мое мнение – нужно растить своих инвесторов. И задача наших контролирующих органов – защитить не только население от риска стать обманутыми дольщиками, но и саму строительную отрасль. Мы считаем, что не нужно усложнять условия для застройщиков, а нужно осуществлять плавный переход к проектному финансированию.

Текст подготовлен на основе выступления на конференции XII Московский форум лидеров рынка недвижимости «MREF-2018. Время интеграции. Время для реформ», проведенной газетой «Ведомости» 24 октября 2018 г. в Москве.