Регионам нужен десант строителей из Москвы

Вениамин Голубицкий, президент ГК «Кортрос»

Всем девелоперам необходимо, с одной стороны, осмыслить то, что сейчас происходит на рынке, а с другой – определить в нем свое место.

Компании важно выделить свой уникальный продукт на общем фоне. Одно дело – предложить населению массовое жилье, ориентируясь на некий унифицированный малобюджетный спрос. Совсем другое – дать человеку то, что отвечает его личным пристрастиям, пониманию, где он хочет жить. Поэтому наша компания очень внимательно работает с брендами.

Мы внедрили бренд «Хедлайнер» для молодых, перспективных людей, которые связывают свое развитие с жизнью в креативной среде. Это не только девелоперский бренд, это и клубный бренд, это бренд, связанный с образом жизни и набором определенных услуг, – жилье для тех, кто хочет быть всегда на высоте: и в карьере, и дома. Комплекс «Хедлайнер» расположен недалеко от «Москва-сити» и позволяет людям, которые составляют «мускулатуру» этого делового района, не только получить достойное место для жизни, но и быть близкими к деловой среде с хорошей инфраструктурой.

Наш второй бренд – Ilove. Это жилые дома для тех, кому важно качество жизни семьи. Здесь мы решаем определенные задачи – от развитой инфраструктуры для обучения и отдыха до специальных пространств для детских колясок.

Вениамин Голубицкий

Окончил юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат юридических наук.
Заведовал отделом права Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук.
В течение девяти лет работал в органах власти Свердловской области, курировал социальную сферу, управление госсобственностью и др.
В 2003–2005 гг. занимал пост руководителя администрации губернатора Свердловской области.
С 2005 г. руководит группой компаний «Кортрос» (до 2013 г. – «Ренова-стройгруп»).

Мне кажется, сейчас девелоперы будут соревноваться друг с другом именно в продуктовых линейках.

Я считаю, что понятие специализации девелопмента уходит в прошлое. Сейчас компания, которая хочет быть успешной, должна развивать проекты в рамках комплексного освоения территорий. Это наша основная стратегия: в наши жилые проекты встраиваются коммерческие площади, чтобы обеспечить покупателям квартир соответствующий образ жизни. Девелопер в данном случае может миксовать торговые и офисные объекты, что-то строя самостоятельно или рассчитывая на то, что строится или построено в шаговой доступности от его жилого квартала. Здесь возникает и кооперация, и синергия.

Мы будем продолжать проекты при комплексном освоении территории и на московском, и на региональных рынках. У нас огромный проект со стабильным спросом в Екатеринбурге на 9 млн кв. м до 2026 г. – это 20% рынка в городе; такое же положение в Перми.

Что касается нового законодательства, то ситуация простая. Прежние нормы пока действует и дают те цифры, которые нам называет Минстрой: отставание по вводу жилья небольшое. Но насколько реалистичны планы в недалеком будущем строить в России ежегодно 120 млн кв. м при грядущих изменениях на рынке? Что мы будем делать, когда войдем в новую законодательную реальность? Мне кажется, государству и девелоперам надо взаимодействовать. Я бы поостерегся слишком оптимистичных оценок: нам задали новую парадигму, когда ведущими в сфере девелопмента становятся банки. В этих условиях государство, конечно, может ставить задачи девелоперам – строить миллионы квадратных метров. Вопрос – будут ли деньги у населения, чтобы их купить, и на каких условиях государство будет привлекать девелоперов к решению задачи?

Меня как девелопера, работающего не только в Москве, очень заботит ситуация в регионах. Мелкие застройщики уходят с региональных рынков, а крупные туда не приходят. Москва справится со своими задачами – я не сомневаюсь. А вот небольшие города? Дело не в том, что потребительский спрос в регионах слабее, – там маржинальность нашего бизнеса гораздо ниже. Конечно, есть программа по развитию и благоустройству городов России, она появилась благодаря усилиям «Дом.РФ» (ранее АИЖК) и Минстроя. Москва получила программу реновации, идет речь о ее распространении на регионы. Но на какие деньги и какими усилиями? Есть регионы, где очень остры проблемы в строительным комплексе. Мы туда из Москвы будем десантировать строителей?

Регуляторам необходимо все это учитывать.

Текст подготовлен на основе выступления на конференции XII Московский форум лидеров рынка недвижимости «MREF-2018. Время интеграции. Время для реформ», проведенной газетой «Ведомости» 24 октября 2018 г. в Москве.