Власть картелей

Андрей Тенишев, начальник управления ФАС по борьбе с картелями

В августе 2017 г. президент поручил усилить уголовную и административную ответственность за картели и организовать взаимодействие с правоохранительными органами. Это поручение было продублировано в указе о национальном плане развития конкуренции.

Экспертная группа была создана в Генпрокуратуре, поскольку в силу закона именно прокуратура координирует противодействие преступности. В нее вошли все силовые структуры, и мы – тоже. Генеральный прокурор [Юрий Чайка] поручил прокурорам в субъектах Федерации создать такие же группы.

Игорь Юрьевич [Артемьев, руководитель ФАС] сказал, что, если хочешь создать картель, тебе прямая дорога в тюрьму. И если раньше возбуждались единичные уголовные дела по картелям, то в этом году – более 20. Первые дела уже рассматриваются судами. Участники картеля все чаще заключаются под стражу.

Я проводил одну из комиссий по крупному картелю, и на предпоследнее заседание пришел один-единственный представитель участников картеля, хотя обычно был полный зал. Я говорю: «А где остальные?» – «Руководство компаний под стражей, некому выдать доверенности».

Андрей Тенишев

Окончил юридический факультет Красноярского государственного университета.
1990–2003 гг. – служил в органах прокуратуры, специализировался на расследовании уголовных дел об организованной преступности, должностных преступлениях и в сфере экономики.
2003–2008 гг. – депутат Саяногорского городского Совета депутатов, депутат Верховного совета Хакасии.
С 2010 г. работает в ФАС, с июля 2013 г. – начальник управления по борьбе с картелями. С 2017 г. – член президиума ФАС.

Под уголовное преследование попадают крупные картели с миллиардными доходами. И наша практика показывает, что, как правило, всем им покровительствовали органы власти. Почти все возбужденные дела о картелях связаны с органами власти, и их представители тоже привлекаются к уголовной ответственности. Это и арест бывшего министра здравоохранения Дагестана [Танки Ибрагимова] вместе с участниками картеля. И министра ЖКХ и строительства Астраханской области [Василия Корнильева]; и бывшего теперь уже мэра Владивостока [Игоря Пушкарева]; и бывшего руководителя администрации главы Хакасии [Владимира Бызова].

Все решения об отказе в возбуждении уголовного дела анализируются рабочей группой в Генпрокуратуре. За этот год отменено более 70 отказных постановлений. Материалы возвращаются на доследственную проверку, и, как правило, потом уголовные дела все-таки возбуждаются.

Мы и без поддержки правоохранительных органов ежегодно выносим около 200 решений по антиконкурентным соглашениям с органами власти и с госзаказчиками. Не все эти соглашения, конечно, превращаются в уголовные дела, поскольку наши инструменты доказывания ограничены. Но, на мой взгляд, почти за каждым сговором с органами власти стоит уголовно наказуемое деяние.

Проблема уголовной ответственности за картели лично меня натолкнула на серьезные размышления: есть ли у государства уголовно-правовая политика в сфере противодействия экономической преступности? Уголовный кодекс называет задачей уголовного преследования защиту общественной безопасности, жизни, здоровья, собственности. Но нет цели защищать экономическую безопасность, свободу предпринимательской деятельности и конкуренцию, а ведь это такие же конституционные ценности. В 22-й главе Уголовного кодекса о преступлениях в сфере экономики совершенно архаичный набор норм, большинство которых сформулированы еще в 90-е гг. и совершенно не отвечают реалиям современной экономики. Например, по общему правилу уголовная ответственность за преступления в сфере экономики наступает при получении дохода в 2 250 000 руб. И лишь для картелей эта сумма должна превысить 50 млн руб., и мы еще предлагаем ее удвоить. Сравните с общим порогом 2 250 000 руб.

Необходима ревизия уголовного законодательства с точки зрения общественной опасности, наносимой экономическими преступлениями. Изменение уголовно-правовой политики – это один из путей развития конкуренции и свободы предпринимательства. У нас практически не применяется уголовная ответственность за картели как наиболее опасный вид экономических преступлений, и в то же время ежегодно сотни предпринимателей осуждаются за преступления, общественная опасность которых весьма сомнительна.

Текст подготовлен по материалам выступления на X ежегодной конференции «Антимонопольное регулирование в России», проведенной газетой «Ведомости» 26 октября в Москве.