Закон цели не добился

Максим Арефьев, директор по правовой поддержке X5 Retail Group

Закон о торговле регулирует антимонопольными нормами отношения там, где нет монополиста, что не позволяет достигнуть заявленной цели – защитить интересы малого и среднего бизнеса. При этом закон о торговле не дифференцирует игроков рынка, а среди них можно выделить несколько основных категорий: федеральные сети, федеральные поставщики, локальные сети и локальные поставщики. Между ними возникают разные типы отношений, не все из которых требуют антимонопольного регулирования. С развитием рынка появились еще две отдельные категории игроков: многие производители развивают свою торговую сеть, а ритейлеры создают свои производственные мощности. И как квалифицировать по закону о торговле отношения, когда поставщиком является производитель, управляющий собственной розничной сетью, а покупателем – другая торговая сеть? Мне кажется, очень важно отслеживать вопросы их горизонтальной конкуренции в розничной торговле. Эти отношения должны быть выведены из-под закона о торговле, поскольку участники рынка являются равными по своей экономической силе и маркетинговым возможностям.

И уж совсем отдельного обсуждения требует рынок услуг по производству товаров под собственной торговой маркой (СТМ). Мы считаем, что такие услуги должны регулироваться договором не поставки, а оказания услуг или подряда. Отношения между ритейлером и производителем СТМ логичнее регулировать не законом о торговле, а Гражданским кодексом.

Максим Арефьев

Окончил факультет западных языков Военного университета и Правовую академию Минюста.
До 2001 г. служил офицером в рядах Вооруженных сил России, участвовал в нескольких миротворческих миссиях под эгидой ООН и ОБСЕ в Югославии и Косове.
С 2003 г. работал юристом в крупных розничных компаниях, в 2007 г. был назначен руководителем юридической службы «Реал-гипермаркет» «Метро групп». С 2013 по 2015 г. – директор юридического департамента «Ашана».
С 2015 г. – директор департамента правовой поддержки дирекции по правовой поддержке бизнеса X5 Retail Group.

Кроме того, эффективность участников рынка снижает статья 14 закона о торговле, которая ограничивает развитие торговых сетей в тех муниципалитетах или регионах, где доля сети достигла 25%. Достаточно большое количество магазинов ритейлеры открывают с 1 января по 1 мая, когда данные о торговом обороте еще не опубликованы. Только X5 за последние пять лет в этот период открыла более 2500 магазинов, что эквивалентно 33 млрд руб. инвестиций, более 60 000 рабочих мест и более 500 млн дополнительных налогов.

Рынок регулярно сталкивается со случаями, когда эта норма применяется ретроспективно. В течение четырех месяцев девелоперы и застройщики вкладывают в строительство торговой инфраструктуры, торговая сеть заключает сделки, открывает магазины, инвестирует в развитие, а после 1 мая узнает, что оборот розничной торговли в муниципалитете не вырос, а упал и ее доля превысила 25%. В результате сделка, совершенная в полном соответствии с законом, по иску территориального антимонопольного органа признается недействительной. Мы считаем, что ограничение должно применяться к отношениям, возникшим после публикации официальной статистики по розничному товарообороту, т. е. после 1 мая. Для этого, мне кажется, достаточно разъяснения ФАС.

Текст подготовлен по материалам выступления на X ежегодной конференции «Антимонопольное регулирование в России», проведенной газетой «Ведомости» 26 октября в Москве.