Два измерения права

Тимофей Нижегородцев, начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС

Право может существовать в двух измерениях. Первое – как некий набор ценностей, которые отражены в законодательстве в виде норм. Второе – когда нормы права являются не только декларацией, но также инструментом защиты прав граждан. Поэтому, когда мы размышляем о праве как о ценности, мы должны также тщательно думать о том, как эту ценность защитить и реализовать.

Право без серьезных инструментов его защиты не имеет практической ценности, поскольку не приводит к позитивному изменению общественных отношений, как бы красиво, торжественно и многозначительно «право» не звучало. Казалось бы, это сущая банальность, но если мы посмотрим на российское законодательство, то увидим, что иногда разрыв между законом и его исполнением бывает огромен.

Например, у нас одно из лучших в мире антимонопольных законодательств. В то же время доклады говорят нам, что год от года ситуация с конкуренцией не улучшается. В этом смысле указ президента об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции в отраслях экономики – крайне важный инструмент, направленный на то, чтобы максимально сблизить нормы права как набор ценностей с их реализацией в повседневной жизни. Мы воспринимаем это как ключевую задачу.

Тимофей Нижегородцев

Окончил биологический факультет Иркутского государственного университета, получил степень магистра юриспруденции Российской академии государственной службы при президенте.
С 2005 г. работает в ФАС.

Например, в здравоохранении набор прав включает в себя в том числе возможность выбора медицинской организации гражданином, доступность лекарственных препаратов и медицинских изделий, добросовестную конкуренцию. Однако это до сих пор труднореализуемые права, несмотря на то что они существуют столько же, сколько существует антимонопольное законодательство. Дорожная карта по развитию конкуренции в сфере здравоохранения как раз и предполагает план действий, который позволит в будущем обеспечить соответствующие права каждому, кто в этом будет заинтересован.

Скоро мы будем отмечать десятилетие закона о торговле. Часто говорят, что он не позволил добиться поставленных целей. Конечно, это не так. Законодательство о торговле выполняет роль площадки по урегулированию противоречий между поставщиками и торговыми сетями, содержит инфраструктурные меры, направленные на охрану конкуренции, запрещает наиболее вредные и опасные коммерческие практики.

Когда мы обсуждаем влияние закона на правоотношения в этой сфере, участники рынка говорят, что хотя он и не устранил все недобросовестные действия, но сильно им помог. Он сделал более устойчивыми соглашения с сетями, позволил сократить сроки возврата денег за поставленные товары, создал условия для диалога о развитии саморегуляторных процессов. Да, многие из проблем сохраняются до сих пор, поэтому обсуждаются новые поправки. Последние, например, связаны со злоупотреблениями при возврате товаров. В целом законодательство в области торговли развивается, так же как развиваются отношения в этой сфере.

Мы считаем, что оно должно дополняться требованиями и стандартами, установленными самими участниками рынка, которые будут обязательны для всех. Это связано прежде всего с развитием подлинного, а не мечтательно-романтического саморегулирования в этой сфере.

Текст подготовлен по материалам выступления на X ежегодной конференции «Антимонопольное регулирование в России», проведенной газетой «Ведомости» 26 октября в Москве.