ФАС и цифровые рынки

Николай Вознесенский, партнер Bryan Cave Leighton Paisner (Russia); Александр Муравин, старший юрист антимонопольной практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia)

Разрабатывая уже пятый пакет поправок в закон о защите конкуренции, российская Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ориентировалась на передовой опыт зарубежных антимонопольных ведомств. В последние годы в их практике все чаще встречались кейсы, связанные гигантами «цифровой» экономики – Amazon (в США, ЕС и ранее в Великобритании), Facebook и WhatsApp (Евросоюз) и многие другие. ФАС тоже провела несколько громких расследований (Google, Мicrosoft, LG).

Пятый пакет, принятие которого ожидается в 2019 г., содержит нормы, позволяющие антимонопольному ведомству более активно исследовать бизнесы, существующие преимущественно в интернете. Важной новеллой является предложение ввести в закон понятие цифровой платформы и критерии определения ее доминирующего положения.

Цифровая платформа определяется в законопроекте как размещенная в интернете инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие продавцов и покупателей. Эта норма сфокусирована на таких платформах, как, например, маркетплейсы и агрегаторы услуг (такси, бытовые услуги, недвижимость). Социальные сети и иные виды цифровых платформ, которые активно участвуют в коммерческой деятельности, пока вынесены за скобки, хотя инициативы по их регулированию звучали во время общественных обсуждений законопроекта.

Николай Вознесенский

Окончил Московский государственный лингвистический университет, кандидат юридических наук.
2003–2005 гг. – помощник адвоката адвокатского бюро «Информация и право».
2005–2009 гг. – юрист «Пепеляев, Гольцблат и партнеры».
С 2009 г. – старший юрист, руководитель группы, партнер «Гольцблат БЛП», а затем партнер Bryan Cave Leighton Paisner (Russia).

Само по себе владение цифровой платформой не делает хозяйствующего субъекта доминирующим. В качестве признаков доминирования в проекте указаны доля выше 35% на рынке аналогичных услуг, оказываемых с использованием платформ, а также наличие сетевых эффектов, позволяющих влиять на рынок. Определение доли на рынке взаимозаменяемых услуг не является принципиально новым подходом, а вот оценка сетевых эффектов действительно ранее широко не использовалась.

К определению сетевых эффектов можно подойти по-разному: упрощенный подход состоял бы в определении только прямых эффектов, когда ценность платформы растет по мере увеличения количества ее пользователей. Такой эффект легко установить, сравнивая количество сделок с использованием конкурирующих платформ. Такой подход, опять же, будет не сильно отличаться от анализа традиционных рынков и не позволит выявить особенности, характерные для цифровых рынков.

Законопроект создает основу и для более глубокого исследования, учитывающего косвенные сетевые эффекты. Так, поведение владельца платформы, которое на первый взгляд невыгодно определенным потребителям, может увеличить общее количество пользователей платформы и в конечном итоге становится выгодно всем группам пользователей. Например, фиксированная стоимость коротких поездок на такси изначально может быть невыгодна водителям, но существенно увеличивает общее количество поездок. Возможности владельца платформы повлиять на рынок в целом должны учитываться при определении его положения.

Александр Муравин

Окончил Всероссийскую академию внешней торговли.
2007–2009 гг. – помощник юриста в представительстве компании «АстраЗенека ЮК лимитед».
2010–2018 гг. – помощник юриста, младший юрист, юрист, старший юрист. А затем старший юрист Bryan Cave Leighton Paisner (Russia).

За рамками законопроекта остаются важные подробности. Методики ФАС, касающиеся процедуры оценки состояния конкуренции, еще не были адаптированы под особенности цифровых рынков. А как мы знаем из практики, использование новейших подходов экономической науки невозможно без воли антимонопольного регулятора. Он может столкнуться с соблазном выбирать такие процедуры оценки состояния конкуренции, которые обеспечат определенный результат в расследованиях на цифровых рынках.

В настоящий момент наиболее подробный подход к оценке состояния конкуренции на цифровых рынках предложен в Германии. Поправки, внесенные в немецкое антимонопольное законодательство в 2017 г., установили дополнительные качественные критерии, подлежащие изучению при оценке состояния конкуренции на цифровых рынках. Например, наличие конкурирующих продуктов, стоимость переключения между ними, доступ к данным. Представляется, что российскому антимонопольному органу также имело бы смысл создать качественный фильтр при оценке цифровых рынков, чтобы избежать излишнего регулирующего воздействия на одну из немногих динамично развивающихся и по-настоящему конкурентных отраслей экономики.

Текст подготовлен по материалам выступления на X ежегодной конференции «Антимонопольное регулирование в России», проведенной газетой «Ведомости» 26 октября в Москве.