Риск неустойчивости

Елена Тополева, директор Агентства социальной информации

За последние годы совершенно явно усилилось взаимодействие НКО с государством и бизнесом. А в сегодняшней ситуации вопрос объединения усилий, сложения потенциалов критичный для всех нас.

Некоторым организациям стало удаваться системное взаимодействие с государством и бизнесом, но, с другой стороны, мы только учимся работать в партнерстве. Я вижу, как сложно идет важный и интересный проект взаимодействия Министерства труда и социальной защиты, фонда «Старость в радость» и Агентства стратегических инициатив. Но столькому еще нужно научиться, чтобы реально работать, не наступать друг другу на пятки, не ссориться, не конкурировать, а реально работать. И я не только про НКО, но и про другие стороны этого процесса. Вроде бы цель одна и что тут вообще спорить? Но, оказывается, не все так легко и просто.

Как сильные стороны сектора я хочу отметить наличие устойчивых уже объединений НКО, работающих на протяжении нескольких лет. Это такие ассоциации, как «Все вместе» или «Добро Mail.ru», другие организации. Почему это хорошо? Потому что, во-первых, в ситуации каких-то сложностей, вызовов и барьеров очень важно уметь оперативно и сильно, ярко выступать не только от имени своей организации, а от имени если не всего сектора, то хотя бы влиятельной группы. Иногда это получается – есть ассоциации, с которыми очень быстрая связь и которые оперативно реагируют. Но это в основном столичные организации. Когда же речь идет о регионах (а большинство НКО работает там), все гораздо сложнее, достучаться и выступить по каким-то позициям единым фронтом не всегда получается.

Еще один вопрос касается дискуссий внутри сектора. Дискуссии нужны и важны, и мы много спорим, у нас для этого есть свои площадки, свои «курилки» и проч. Но, знаете, для меня всегда существует важный вопрос: о чем говорить, а о чем лучше умолчать, что лучше оставить на кухне, а что можно выносить на большие площадки? С одной стороны, нужно честно признавать свои слабые стороны и сделать их точками роста, как нас все учат. А с другой – думать, насколько это ударит по репутации всего сектора. Лично я считаю, что не надо все наши внутренние проблемы выносить вовне. Мне кажется, что порой мы эту границу не чувствуем. И когда коллеги, например, говорят (причем для меня это довольно сомнительный тезис), что сектор НКО – самый непрозрачный из всех, я не знаю, нужно ли такие заявления делать в публичном поле. Тем более я не уверена, что это вообще так. Или по поводу того, что сектор НКО должен становиться более профессиональным и что там должны быть нормальные зарплаты. Это правильно, но мы знаем, какие споры ведутся внутри самого сектора вокруг допустимого уровня зарплат. А недавно в одной из благотворительных «курилок» обсуждали не просто тему уровня заработной платы в НКО, а вообще ее наличие. И там многие региональные организации написали: «Вы вообще о чем там в Москве пишете? Вы о чем вообще спорите? Да у нас у 90% НКО нет никаких зарплат. Все работают абсолютно на волонтерских началах по вечерам. Если получают, то сущие копейки». И это тоже сильно мешает нам, как сектору, выступать единым фронтом в сложных ситуациях.

АНО «Агентство социальной информации»

Создано в 1994 г. для поддержки сектора некоммерческих организаций. Действует как экспертная организация и как средство массовой информации – информационное агентство, специализирующееся на освещении гражданских инициатив. Учредители (данные ЕГРЮЛа на 10 октября 2002 г.): Андрей и Елена Тополевы-Солдуновы, Георгий Джибладзе, Олег Зыков, Андрей Вакуленко, Игорь Доненко.

Хотя мне кажется, что это противостояние (Москва, Петербург – регионы) стало не таким острым. Еще несколько лет назад создавались прямо коалиции региональных НКО, чтобы противопоставить себя столичным коллегам. Сейчас, к счастью, этого нет. На самом деле мы все должны помнить, что мы очень разные. И, обсуждая свои внутренние проблемы, должны понимать, что в Москве у НКО одни внутренние проблемы, а, скажем, в Курске – совсем другие.

Конечно, в целом рост профессионализма сектора – это важнейшая тема. И мы это все больше понимаем. Мы делаем такие проекты, как «НКО-профи», показываем настоящих профессионалов сектора (цель – «повысить престиж работы в НКО, показать, что некоммерческий сектор предоставляет интересные возможности для роста», а «добавленная стоимость» проекта – «возможность по-настоящему менять мир вокруг», сказано на сайте проекта. – «Ведомости»).

А сейчас очень интересно стала развиваться тема НКО как места труда и занятости, где реально могут создаваться рабочие места. Это уже не только про нас самих, но и про тех, кто пока думает о месте своей будущей работы и приложения сил. Ведь профессионализация сектора заключается и в налаживании внутренних организационных процессов, и в формировании правильных бизнес-процессов, и в том, чтобы люди шли туда не только волонтерами, но и надолго – делать карьеру. Думаю, этот разговор нужно продолжать – и продолжать не только внутри сектора, но и с нашими внешними партнерами, в том числе со службой занятости.

Идет также интересный разговор с вузами. Эта площадка все больше обсуждается с точки зрения выбора карьеры и потенциала НКО.

Хочу сказать про потенциал стабильности сектора. Есть позитивная динамика, есть история с целевыми капиталами, хотя, к сожалению, большинства НКО она не очень касается. Но стабильность, устойчивость НКО по-прежнему остается огромной проблемой. Здорово, что есть Фонд президентских грантов. Здорово, что все поверили и поняли, что сейчас можно получить грант, не имея никаких связей где-то и с кем-то, а просто потому, что у тебя хорошо написан проект. Но получение гранта не исключает элемента случайности – так устроена система. А сейчас очень многие зависят от этих грантов – получается, что гранты нам в помощь, но это и фактор риска [если только на них рассчитывать], а серьезной альтернативы пока нет. Потому что, когда частные фонды, корпоративные фонды поддерживают НКО, речь идет в основном о конкретных направлениях. Широкий спектр и поддержка инфраструктурных организаций – тут Фонд президентских грантов единственный. Как создавать факторы устойчивости, какие-то кризисные фонды для НКО, чтобы иметь запас прочности, – об этом нужно начинать говорить и думать всем вместе. Не завтра, а прямо сегодня.

Текст подготовлен по материалам XV ежегодной конференции «Благотворительность в России»