Латание дыр – не выход

Светлана Ивченко, директор департамента социальной политики «Норникеля»

Я для себя вижу один кризис, одну страшную вещь: что мы от программ развития станем разворачиваться к латанию дыр.

Бизнес обладает ресурсами и системным взглядом и может выстраивать работу таким образом, что охватывает всё. У нашей компании есть пожертвования, которые «здесь и сейчас», и есть проекты, нацеленные в будущее. Есть конкурс грантов, запускающий новые механизмы и технологии и помогающий некоммерческим организациям развиваться, завоевывать доверие у населения, заниматься фандрайзингом, укреплять организационную устойчивость и находить партнеров. Есть тема, связанная с социальным предпринимательством, – часть НКО начинают развивать свой социальный бизнес и искать источники там, где раньше они их не видели.

И конечно, крупный проект, к которому мы шли пять лет, – АНО «Агентство развития Норильска». Это совместное с властями, с населением планирование будущего, выстраивание всей деятельности как большой системы, направленной на улучшение качества жизни в городе, на расширение возможностей для экономики, для развития непроизводственной экономики, малого и среднего бизнеса. Эта история, конечно, отдельная от благотворительности, но финансируется за счет пожертвований компании.

ПАО «ГМК «Норильский никель»

Акционеры (на 30 сентября 2018 г.): структура «Интерроса» – Olderfrey Holdings Ltd (33,8%), UC Rusal (27,8%), Crispian Investments Ltd (6,4%, бенефициары – Роман Абрамович, Александр Абрамов, Александр Фролов), остальное – в свободном обращении (32%). Капитализация (LSE) – $35,4 млрд. Финансовые показатели (МСФО, 2018 г.): выручка – $11,7 млрд, чистая прибыль – $3,1 млрд.

Такой спектр разных проектов помогает решать совершенно разные проблемы – и решать их в комплексе. Мне было бы очень страшно эту комплексность через год-два-три потерять и уйти в крен тушения пожара. Поскольку сейчас, если посмотреть на обращения, которые приходят в компанию, 90% – это про «здесь и сейчас». Чем хуже будет финансовая ситуация, тем больше пропорция будет сдвигаться в эту сторону. Плюс за этими обращениями будут стоять власти разного уровня, и есть вероятность, что компании станет труднее отказывать в такого рода просьбах. И если мы отойдем от вектора развития, это, мне кажется, будет критично для региона в целом.

Стоит присмотреться к тому, как бизнес переживает кризисы. Как только ситуация ухудшается, как правило, находятся внутренние источники для развития. Я думаю, что это применимо и в социальной сфере. Уже сейчас мы можем думать про скрытые резервы, каких компетенций не хватает и как системно поменять все устройство, начиная с того, что делает государство и как оно ведет социальную политику, во что может включиться бизнес, каких не хватает знаний и т. д.

Когда к бизнесу будут приходить с амбициозными намерениями поменять что-то в корне, чтобы уйти на какой-то новый виток развития, сторонников поддержки и инвестиций найдется куда больше, чем если просто собирать деньги на операцию ребенка. Всегда очень сложно сделать выбор между тем, чтобы помочь больным детям, и тем, чтобы изменить систему в целом. Но сейчас, я думаю, мы можем делать и то и другое. И чем больше помощь «здесь и сейчас» будет вписываться в большую трансформацию, тем больше шансов получить эту помощь.

Текст подготовлен по материалам XV ежегодной конференции «Благотворительность в России»