Громкое имя

Наиля Новожилова, председатель правления благотворительного фонда «Арифметика добра»

В фонде «Арифметика добра» публичный основатель – банкир Роман Авдеев, 56-е место в Forbes. И мы с этим живем уже пять лет. Есть и плюсы, и минусы.

Мы работаем с приемными семьями, с детьми-сиротами, каждый день работаем в 93 детских домах. С самого начала мы решили, что не будем делать фонд только частным. На это есть две причины. Первая – решение проблемы сиротства лежит в вовлечении в нее общества. Никакими деньгами ты не купишь наставников и приемных родителей. Поэтому большая работа в области социального маркетинга и фандрайзинга заключается в вовлечении людей в проблему сиротства. Сегодня человек дает рубль, завтра он участвует в благотворительном забеге в поддержку ребенка из детского дома, а через день или через год думает: «А не стать ли мне наставником?»

Вторая причина, почему мы фандрайзинговый фонд, – потому что это возможность диверсификации. У основателей случились проблемы с финансами – и тут же проекты фонда сильно коррелируют.

Для нас было важным не использовать основателя, а правильно получать выгоду. Он финансирует сложные проекты, финансирует всю административно-хозяйственную деятельность, он финансирует GR-проекты, финансирует оценку социальных программ (мы меряем эффекты, независимые эксперты оценивают программы).

Благотворительный фонд «Арифметика добра»

Создан в 2014 г., оказывает помощь детям-сиротам и приемным родителям. Учредитель: Роман Авдеев. Поступления в 2017 г. – 128,98 млн руб., расходы – 95,5 млн руб. (в том числе 76,7 млн руб. – на социальную и благотворительную помощь).

Когда мы приходим в компанию, особенно в регионах, иногда спрашивают: «А кто стоит за фондом?» И когда мы говорим, кто основатель, нам это помогает с точки зрения первичной валидации и помогает реализовывать крупные частные и государственные проекты. Или иногда спрашивают: «А на чем вы зарабатываете? А где выгода?» И тогда ты говоришь: «Слушайте, у нас основатель зарабатывает совсем другие деньги. Мы говорим о другом обороте». Так что эта финансовая гарантия, конечно, очень помогает.

Но есть и минусы. Случился банковский кризис – и первый вопрос к фонду «Арифметика добра» был: «Вы как там, живы?», и все остальное. К счастью, у нас хорошая фандрайзинговая история, сотни компаний и тысячи доноров, и для нас вопрос кризиса не стоит. Но с точки зрения репутации мы получаем вопросы с разным подтекстом. И репутационно, когда происходит какой-то кризис в этой сфере либо что-то с репутацией основателя, конечно, мы тоже получаем массу вопросов, кучу писем недовольных вкладчиков – это все к нам приходит.

Или иногда какая-то компания говорит: «Ну вот, у вас же частный основатель, богатый человек. Пусть он даст денег, чего вы к нам идете?» Приходится объяснять, что проблемы не деньгами решаются, мы совсем про другое и выстраиваем другие отношения.

Но в целом мы на 95% плюсов, конечно, получаем. Как раз от использования репутации [основателя]. Так что связь – она есть, а наша задача – использовать это в выгоду и в b2c-секторе, и в наших маркетинговых мероприятиях.

Текст подготовлен по материалам XV ежегодной конференции «Благотворительность в России»