Санитар рынка и источник big data одновременно

Андрей Кириллов, генеральный директор Центра развития перспективных технологий

Как представитель оператора единой национальной системы цифровой маркировки, хочу вам предложить: попробуйте посмотреть на проект маркировки не как на дополнительную нагрузку на рынок, а как на очередной механизм цифровой трансформации. Маркировка – это то, что дает новый опыт и источник информации и государству, и людям, и – что самое главное – производителю.

Все присутствующие здесь – из розницы, и поэтому вы знаете, что сейчас существует несколько систем маркировки одновременно.

Это меховая одежда (преимущественно шубы), система маркировки которой пока в ведении Федеральной налоговой службы, но с июня Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) забирает этот пилот и будет уже промышленная эксплуатация (постановление правительства России о пилотном проекте по введению маркировки одежды и изделий из натурального меха, редакция от 14.03.2019. – «Ведомости»).

Такие же пилоты сейчас реализуются в лекарственных препаратах и табаке. Последний уже перешел в промышленную эксплуатацию с 1 марта этого года. Сюда также входит обувь, маркировка которой с 1 июля становится обязательной, и еще 10 товарных категорий, которые должны быть обязательно маркированы по распоряжению правительства РФ (от 28.04.2018 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными знаками». – «Ведомости»).

Андрей Кириллов

Окончил экономический факультет Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ). В 2002 г. возглавил финансовый блок компании «Центральный телеграф», в 2004 г. – финансовый директор «Юнилэнд холдинг/Дикси», 2007 г. – финансовый директор News Outdoor Russia. С 2012 г. в «Мегафоне» – занимался стратегией и инвестиционным развитием. С декабря 2017 г. – операционный, а позднее генеральный директор ЦРПТ, оператора единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак».

Помимо этого существуют система «Меркурий» и система ЕГАИС.

И тут возможна ситуация, когда одному кассиру в рознице придется пользоваться тремя системами. Понимая это, руководство страны приняло решение, что к 2024 г. должна остаться единая система цифровой маркировки, которая будет интегрировать все системы. Сразу скажу, что на вопрос о присоединении ЕГАИС ответа нет. Но государством поставлена задача унификации и объединения систем.

Что такое маркировка и как она работает. На каждом производстве в товарных категориях, которые подлежат маркировке, на каждую единицу товара наносится код с уникальной цифровой подписью по российской криптотехнологии, которая позволяет защитить этот код от подделки. Это DataMatrix-код, это система GS1 – стандартный код, в котором зашит так называемый криптохвост, т. е. та самая электронная цифровая подпись.

После того как происходит первый переход права собственности произведенного товара, он сразу же отражается в информационной системе. То есть товар произведен, на него нанесен код – и сразу в системе появляется информация, что на таком-то заводе в такое-то время выпущен такой-то товар.

Все перемещения по логистической цепи, связанные с перемещением по юрлицам, фиксируются в системе. На кассе единица товара выводится кассиром через сканирование кода. Таким образом, у производителя появляются фантастические объемы информации. Где его товар был произведен, он знал и так. А теперь он точно знает, как и когда он доехал до места продажи и где он был продан покупателям.

Кроме этого здесь появляется функция гражданского контроля. Любой обладатель смартфона стоимостью от 3000 руб. с более-менее нормальной камерой может ходить по магазинам, «чекать» маркированный товар и проверять, легальный он или нет. И, пользуясь возможностью, сразу же оставить отчет о том, что он нашел нелегальный товар. То есть мы рассчитываем, что игра «поймай покемона», в которую играли года два назад, превратится в игру «поймай жулика». Учитывая, что у нас, как у частной компании, больше развязаны руки делать кэшбэки и давать материальное вознаграждение пользователям, мы рассчитываем, что расчистка рынка от недобросовестных конкурентов произойдет достаточно быстро, когда в это включится большое количество людей.

Хочу подчеркнуть, что это первое в России соглашение о государственно-частном партнерстве (ГЧП) на IT-продукт.

Итак, с 1 марта началась обязательная маркировка табака, начиная с этой даты все участники рынка постепенно подключаются к системе. Подавляющее большинство производителей уже подключено. Промаркировано уже свыше 200 млн упаковок. И в ближайшие несколько недель начнется просто взрывной рост, потому что всего в отрасли производится 13 млрд упаковок. В табаке основное – это розница, которая у нас в отличие от многих западных стран не лицензирована. Сегодня в России, по примерным оценкам, насчитывается около 300 000 мест продажи табака. Для примера, в Испании – всего 28 000, при том что населения там меньше всего в 2 раза.

С 1 июля запрещено производить немаркированную продукцию. А с 1 июля 2020 г. запрещено продавать то, что не промаркировано.

Обязательная маркировка обуви начинается с 1 июля 2019 г. Но, учитывая, что обувь – это сезонный товар и та продукция, что будет продаваться в июле, была заказана за границей в ноябре и декабре, значительная часть этого уже маркируется. Так что это хотя и пилот, но уже работает.

ООО «Центр развития перспективных технологий»

Оператор системы маркировки товаров. Совладельцы: ООО «Юэсэм технологии» Алишера Усманова и партнеров (50%), входящее в «Ростех» АО «Концерн «Автоматика» (25%), «Элвис+ групп» Александра Галицкого (25%). Чистый убыток (РСБУ, 2017 г.) – 60,4 млн руб. Создан в 2017 г., в апреле 2019 г. назначен единым оператором цифровой маркировки товаров.

Сложный и важный проект по лекарствам. С 1 января 2020 г. все производимые и продаваемые лекарственные препараты будут промаркированы. Но по семи высокозатратным нозологиям – супердорогостоящим лекарствам для тяжелобольных, которые государство закупает за свой счет, – маркировка начнется с октября этого года.

В декабре добавятся изделия легкой промышленности, туалетная вода, фотоаппараты и шины. Другие товарные категории начнут маркироваться в 2020 г.

Плата, которая будет установлена в рамках ГЧП для производителя, в подавляющем большинстве товарных категорий не материальна. Объемы новой информации для производителя фантастические. И отчеты, которые сегодня делают разные исследовательские агентства, по сравнению с отчетом, который производитель может получить, нажав кнопку в личном кабинете, просто несопоставимы.

Для малого и среднего бизнеса здесь открываются большие возможности комплементарных приложений, которые могут работать на основе публично доступной информации. Конечно, не вся информация будет публично доступна и открыта, тем не менее много мелких бизнесов и много IT-предпринимателей смогут на ее основании в новой экосреде создать что-то новое.

Это будет реальная big data, потому что, с одной стороны, это огромные объемы информации, возникающие там, где их раньше не было, а с другой – они верифицированы усиленной электронной подписью, т. е. абсолютно достоверны.

Текст подготовлен по материалам XVI ежегодной конференции «Ритейл в России», проведенной газетой «Ведомости» 21 марта 2019 г. в Москве